Проектно-изыскательские работы для строительства завода на территории Российской Федерации
Предприятие получило предложение от российского заказчика выполнить для него по договору подряда проектно-изыскательские работы для строительства завода на территории Российской Федерации. При оформлении договора нерезидент-заказчик потребовал обязательно отразить в тексте договора налоги (НДС и налог на репатриацию доходов), которые ему следует уплатить согласно российскому законодательству в бюджет РФ. Не противоречит ли такое требование заказчика действующему законодательству Украины? Возможны ли в связи с этим конфликты с налоговыми органами, контролирующими выполнение валютного законодательства?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Основным законодательным документом, устанавливающим особенности правового регулирования всех видов внешнеэкономической деятельности в Украине, является Закон Украины от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности»1 (далее – Закон о ВЭД). Особенности осуществления расчетов в иностранной валюте регулируются Законом Украины от 23.09.94 г. № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»2 (далее – Закон о расчетах в иностранной валюте).
Для начала проанализируем отдельные нормы Закона о ВЭД.
Статья 1 Закона о ВЭД определяет внешнеэкономический договор (контракт) как материально оформленное соглашение субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности. В ст.5 Закона о ВЭД закреплено равное право всех субъектов внешнеэкономической деятельности (независимо от форм собственности и других признаков) осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, прямо не запрещенные законами Украины. Одним из таких видов является предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности.
Статья 6 Закона о ВЭД устанавливает нормы для договоров (контрактов) субъектов внешнеэкономической деятельности, а именно:
— внешнеэкономический договор (контракт) составляется в соответствии с законами Украины, с учетом международных договоров Украины;
— субъекты внешнеэкономической деятельности при составлении текста внешнеэкономического договора (контракта) имеют право использовать известные международные обычаи, рекомендации международных органов и организаций, если это не запрещено прямо и в исключительной форме законами Украины.
Пунктом 2 Положения о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденного приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. № 2013 (далее – Положение), установлено, что в договоре (контракте) могут устанавливаться дополнительные условия, такие как порядок уплаты налогов, таможенных сборов, различного рода защитные оговорки и т.д. Следует отметить, что предложенный российским заказчиком порядок (условие «grossing-up», то есть расчет общей суммы дохода (выплаты) до уплаты налогов за их вычетом) является одним из международных обычаев. Применение данных дополнительных условий во внешнеэкономических договорах не запрещено украинским законодательством.
В то же время, с точки зрения контролирующих органов, указание в тексте внешнеэкономического договора общей суммы контракта, а возврат в Украину выручки, уменьшенной на сумму российских налогов, является нарушением ст.1 Закона о расчетах в иностранной валюте. При рассмотрении таких сделок украинских исполнителей с резидентами РФ работники ГНС ссылаются на данную статью Закона, где установлено, что выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, а поэтому уменьшение суммы контракта на сумму «российского» НДС или другого налога не является основанием для уменьшения размера валютной выручки. Конечно же, неправомерность такого вывода работников ГНС очевидна (украинское законодательство тоже предусматривает удержание налогов источником выплаты дохода). Но следствием такого неправильного фискального подхода может быть применение к предприятию финансовых санкций в виде пени за невозврат валютной выручки (в части разницы между общей суммой контракта и суммы, поступившей на валютный счет резидента).
В данном случае во избежание конфликта с контролирующими органами можно поступить следующим образом. Закон о расчетах в иностранной валюте не дает определения термина «выручка резидентов в иностранной валюте». Этот термин также не определен и в других нормативных актах. Поэтому в договоре можно указать следующее:
«Общая стоимость проектно-изыскательских работ составляет 1400000 росс. руб. В том числе:
НДС – 200000 росс. руб.; налог на доходы юридических лиц – 200000 росс. руб.;
выручка Исполнителя – 1000000 росс. руб.».
В этом случае сумма выручки резидента будет прямо указана в договоре и таким образом требования Закона о расчетах в иностранной валюте будут соблюдены.
Array
Похожие записи
РРО и патент для продажи продукции собственного производства
03.04.2002
ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОПЕРАЦИИ С НАЛИЧНОСТЬЮ
02.03.2005
ПРОДАЖА ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ БОЛЕЕ ОДНОЙ КВАРТИРЫ
30.03.2012