Командировка на территорию Российской Федерации
Согласно заключенному договору на выполнение работ на территории Российской Федерации работники предприятия выезжают в командировку на срок до 60 дней.
Им выдаются суточные в иностранной валюте в виде аванса (сумма — частичная). После возвращения работников из командировки при окончательном расчете с ними недостающая сумма также в иностранной валюте перечисляется на их банковские лицевые счета. Является ли это нарушением п.1.17 Инструкции № 59 и какие штрафные санкции предусмотрены законодательством за такое нарушение? Можно ли исправить ошибку при условии, что предприятие выявило ее самостоятельно?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Согласно п.1.2 раздела II Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина Украины от 13.03.98 г. № 59 (далее — Инструкция № 59), предприятия, направляющие работников в командировку за границу, обязаны обеспечить их денежными средствами в национальной валюте страны, в которую направляются работники, или в свободно конвертируемой валюте в качестве аванса на текущие расходы в размерах согласно установленным нормам и с учетом положений пп.5.4.8 ст.5 Закона о прибыли1. Как правило, командированным работникам в качестве аванса выдаются денежные средства на суточные расходы, размеры которых определены постановлением КМУ от 23.04.99 г. № 663 «О нормах возмещения затрат на командировки в пределах Украины и за границу». Но, находясь в командировке, работник, кроме суточных расходов, несет и другие расходы. Например, расходы на проезд в городском транспорте, расходы на междугородные телефонные переговоры, почтовые расходы и т.п. (п.1.4 раздела II Инструкции № 59). Такие расходы работника подлежат возмещению при наличии подтверждающих документов, которые работник обязан вместе с авансовым отчетом представить в бухгалтерию в сроки, установленные п.1.15 раздела II Инструкции № 59, — в течение трех рабочих дней. Если для окончательного расчета за командировку необходимо выплатить дополнительные денежные средства, то выплата осуществляется в национальной валюте Украины по официальному обменному курсу гривни к иностранным валютам, установленным Национальным банком Украины на день погашения задолженности, но не позднее срока, определенного в пункте 1.15 настоящей Инструкции (п.1.17 раздела II Инструкции № 59). Поэтому при осуществлении окончательного расчета с работником в иностранной валюте предприятие нарушает прямую норму Инструкции № 59. Однако относительно штрафных санкций за это нарушение отметим следующее. Документом, который устанавливает режим осуществления валютных операций на территории Украины, определяет общие принципы валютного регулирования, права и обязанности субъектов валютных отношений, порядок осуществления валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства, является Декрет КМУ от 19.02.93 г. № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее — Декрет № 15-93). Отметим, что статус валюты Украины установлен именно этим документом. В соответствии со ст.3 Декрета № 15-93 валюта Украины является единственным законным средством платежа на территории Украины, принимаемым без ограничений для оплаты любых требований и обязательств, если иное не предусмотрено настоящим Декретом или другими актами валютного регулирования. Таким образом, Инструкция № 59 в части определения валюты платежа при окончательном расчете с командированными за границу работниками не противоречит требованиям Декрета № 15-93.
Проанализируем некоторые определения Декрета № 15-93. В соответствии с его п.2 ст.1 валютными операциями являются, в частности, операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, за исключением операций, осуществляемых между резидентами в валюте Украины. При этом под валютными ценностями в контексте Декрета № 15-93 понимается, в том числе, иностранная валюта в виде банкнотов, казначейских билетов, монет, платежных документов, ценных бумаг, долговых расписок, аккредитивов, чеков, других финансовых и банковских документов. Под резидентами для целей Декрета № 15-93 понимаются физические лица (граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица (в частности, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие свою деятельность согласно законам Украины).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, с точки зрения валютного законодательства, выплата компенсации работникам в иностранной валюте (даже в виде зачисления этих средств непосредственно на их лицевые счета, минуя сферу наличного обращения) является валютной операцией, сопровождающейся переходом права собственности на валютные ценности (от резидента — юридического лица к резиденту — физическому лицу).
А значит, такая операция подлежит валютному контролю. Главным органом валютного контроля является Национальный банк Украины (ст.13 Декрета № 15-93). Кроме НБУ, органом валютного контроля является ГНА Украины, которая осуществляет финансовый контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов на территории Украины. Уполномоченные банки также производят контроль за валютными операциями, осуществляемыми резидентами и нерезидентами через эти банки.
Однако статья 16 Декрета № 15-93, которая определяет ответственность за нарушение валютного законодательства, не содержит упоминания об окончательном расчете с командированными работниками как нарушении норм этого законодательства. Поэтому несмотря на то, что формально такая хозяйственная операция содержит в себе признаки валютной операции, подлежащей валютному контролю, отсутствие соответствующего пункта в ст.16 Декрета № 15-93 позволяет сделать вывод о том, что для применения к предприятию финансовых санкций нет законодательно установленных оснований. Косвенным подтверждением этого вывода, по мнению автора, является и тот факт, что окончательный расчет в валюте с командированными работниками осуществляется через банк, которому вменена в обязанность контролирующая функция относительно валютных операций. Как следует из содержания вопроса, уполномоченный банк регулярно осуществляет подобные операции с валютой, переводя ее со счета предприятия на лицевые счета работников. Значит, у банка не возникает сомнений относительно законности таких операций.
Тем не менее при установлении фактов нарушения норм п.1.17 раздела II Инструкции № 59, исправить которые невозможно (данные факты зафиксированы в банковских документах, не подлежащих исправлению или замене), то есть при проверке предприятия налоговыми органами, их представители могут попытаться использовать свое право налагать административные штрафы на руководителя и главного бухгалтера. Это право закреплено за органами государственной налоговой службы п.11 ст.11 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» (далее — Закон № 509). Практика показывает, что практически любая налоговая проверка деятельности субъектов предпринимательства «сопровождается» административным штрафом. Размер штрафа (от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан) также установлен в вышеупомянутом пункте Закона № 509. Однако в связи с этим следует отметить, что административные штрафы в вышеуказанных размерах налагаются на должностных лиц, виновных в отсутствии налогового учета или ведении его с нарушениями. При этом в данном пункте, как и в самом Законе № 509, отсутствует определение, что собой представляет налоговый учет в целом и его ведение с нарушениями, — в частности, для того, чтобы у представителей ГНС возникло право налагать административные штрафы. По сути, предприятия ведут налоговый учет (в широком понимании этого слова) для определения объектов налогообложения различными налогами и сборами с целью дальнейшей уплаты таких налогов и сборов в бюджет. Инструкция № 59 никак не может быть признана документом, который устанавливает правила налогового учета, поскольку не имеет отношения к начислению и уплате налогов и сборов. Таким образом, нарушение ее норм нельзя квалифицировать как нарушение ведения налогового учета, а значит, даже применение административного штрафа к должностным лицам предприятия в рамках действующего законодательства представляется весьма проблематичным.
Array
Похожие записи
ОПЛАТА ТРУДА: МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ЗА КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД
31.05.2010
Отчет за полученные под отчет денежные средства для командировки
22.05.2001
ДОВЕРЕННОСТИ НА УЧАСТИЕ В СОБРАНИИ АКЦИОНЕРОВ: СРОК ХРАНЕНИЯ
22.10.2008