НДС: ВЭД-КОМИССИЯ
К украинскому предприятию обратился нерезидент в целях заключения договора комиссии. Согласно этому договору предприятие-комиссионер должно приобрести для нерезидента-комитента продукцию и вывезти ее из Украины. Каков порядок обложения НДС у обоих участников договора? Если необходимо применение посреднической нормы п.4.7 ст.4 Закона об НДС, то правомерно ли считать нерезидента-комитента «лицом» — плательщиком НДС?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Поскольку в данном случае речь идет о договоре комиссии, то кратко напомним его суть. В соответствии со ст.1011 ГКУ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. За это комитент должен выплатить комиссионеру соответствующую плату. Договор комиссии может заключаться как на приобретение, так и на продажу товаров. Указания о том, что сторонами договора комиссии могут быть лишь резиденты, в ГКУ (как впрочем и в иных законодательных актах) нет, то есть нерезидент может свободно выступать в роли комитента, а резидент — комиссионера.
Совершенно правильно в вопросе упомянут п.4.7 ст.4 Закона об НДС,которым предусмотрен особый порядок налогообложения посреднических операций. Этот пункт устанавливает специальные правила начисления налоговых обязательств и налогового кредита1. В соответствии с третьим абзацем данного пункта «в случае если плательщик налога (далее — поверенный) осуществляет деятельность по приобретению товаров (работ, услуг) по поручению и за счет другого лица (далее — доверитель), датой увеличения налогового кредита такого поверенного является дата перечисления денежных средств… в пользу продавца таких товаров (работ, услуг) или поставки других видов компенсаций стоимости таких товаров (работ, услуг), а датой увеличения налоговых обязательств является дата передачи таких товаров (результатов работ, услуг) доверителю. При этом доверитель не увеличивает налоговый кредит на сумму денежных средств..., перечисленных (переданных) поверенному, но имеет право на увеличение налогового кредита в налоговый период получения товаров (работ, услуг), приобретенных поверенным по его поручению».
Как видим, действительно, в данном пункте Закона упомянуто «лицо», которое является в посредническом договоре доверителем или комитентом. И для того чтобы разобраться со статусом этого «лица», следует в первую очередь обратиться к нормам самого Закона об НДС.
В п.1.2 ст.1Закона указано, что «лицом» считается любое из нижеприведенных лиц, независимо от того, является такое лицо резидентом или нет:
- субъект предпринимательской деятельности, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения этих инвестиций;
- другое юридическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности;
- физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), которое осуществляет деятельность, отнесенную к предпринимательской согласно законодательству, или импортирует товары на таможенную территорию Украины;
- представительство нерезидента, не имеющее статуса юридического лица.
Таким образом, нерезидент-комитент полностью подпадает под признаки «лица», указанные в п.1.2 ст.1 Закона об НДС, независимо от того, является он субъектом предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Украины или нет. То есть нерезидент может быть субъектом предпринимательской деятельности и поэтому считаться «лицом» или же быть другим юридическим лицом, не являющимся субъектом предпринимательской деятельности (в этом случае не важно, по украинскому или иностранному законодательству он не является субъектом предпринимательской деятельности), но все равно считаться «лицом». И даже несмотря на то, что во втором предложении третьего абзаца п.4.7 ст.4 Закона об НДС установлено, что «лицо»-доверитель имеет право на увеличение налогового кредита в налоговый период получения товаров (работ, услуг), приобретенных поверенным по его поручению,это вовсе не означает, чтоесли данное«лицо» является нерезидентом — не плательщиком НДС, названный абзац не должен применяться. В Законе по этому поводу ничего не сказано. Да и по большому счету право на налоговый кредит — всего лишь право, а не обязанность. Такое право возникает при соблюдении всех необходимых для этого условий, в том числе и при регистрации «лица» в качестве плательщика НДС.
Из вышеприведенного можно сделать следующий вывод: нормы Закона об НДС, в том числе его третьего абзаца п.4.7 ст.4, должны применяться даже в тех случаях, когда «лица» не являются резидентами Украины.
Поскольку комитент, являясь «лицом», все же не является плательщиком НДС, порядок налогообложения его деятельности нам не интересен. В данном случае нас больше интересует украинский комиссионер. Невзирая на то, что право собственности на приобретаемую продукцию к нему не переходит (собственником является нерезидент-комитент), право на налоговый кредит после перечисления соответствующей оплаты (или иной формы расчета) поставщикам этой продукции он все же будет иметь2. Данный вывод следует из упомянутого уже п.4.7 и из пп.7.4.1 ст.7 Закона об НДС, которым установлено общее для всех плательщиков НДС правило формирования налогового кредита. В настоящее время для возможности отражения права на налоговый кредит по НДС вовсе не обязательно увеличивать валовые расходы или балансовую стоимость основных фондов, подлежащих амортизации. Главное, чтобы товары (услуги) приобретались у плательщиков НДС для налогооблагаемых операций в рамках осуществления хозяйственной деятельности. Что в рассматриваемом случае и происходит.
Вывозя продукцию за пределы Украины, комиссионер будет иметь право на применение нулевой ставки НДС. Это подтверждается следующими нормами Закона об НДС. Согласно пп.3.1.3 ст.3объектом налогообложения являются операции по вывозу товаров (сопутствующих услуг) в таможенном режиме экспорта. При этом к экспорту приравнивается и вывоз товаров (сопутствующих услуг) за пределы таможенной территории Украины по договорам, не предусматривающим передачу права собственности. В соответствии с п.6.2 ст.6 при экспорте товаров (сопутствующих услуг) применяется нулевая ставка налога. То есть резидент-комиссионер при вывозе (экспорте) продукции, приобретенной в ходе выполнения договора комиссии, заключенного с нерезидентом-комитентом, имеет законное право применить к экспортным операциям нулевую ставку НДС.
Array
Похожие записи
ИМПОРТ УСЛУГ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ОБЛАГАЕМОЙ НДС
23.08.2006
НДС: ТОВАРЫ ИЗ ОФФШОРНЫХ ЗОН
22.10.2006
Налоговые обязательства по НДС при продаже продуктов питания бюджетным организациям
29.01.2001