Применение нулевой ставки НДС и дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям
Известно, что на основании Указа Президента Украины от 07.08.98 г. № 857/98 «О некоторых изменениях в налогообложении» при осуществлении бартерных (товарообменных) операций на территории Украины нулевую ставку НДС применять нельзя. В связи с этим возникает вопрос: в какой декларации по НДС («специальной» или «бюджетной») перерабатывающее предприятие должно отражать налоговый кредит, связанный с приобретением молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые из-за «бартерного» характера расчетов утрачивают право на применение нулевой ставки НДС? Выплачивается ли при этом дотация сельскохозяйственным товаропроизводителям?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В соответствии с пп.6.2.6 ст.6 Закона об НДС при осуществлении сельскохозяйственными товаропроизводителями — плательщиками НДС операций по продаже молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.
Кроме того, согласно п.11.21 ст.11 этого же Закона сумма НДС, которая должна уплачиваться в бюджет перерабатывающими предприятиями за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты, в полном объеме направляется исключительно для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими молоко и мясо в живом весе перерабатывающим предприятиям.
Учитывая данные нормы, подытожим:
— сельскохозяйственные товаропроизводители при продаже молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям начисляют НДС по нулевой ставке;
— перерабатывающие предприятия при продаже молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, изготовленных из сырья, купленного у этих сельскохозяйственных товаропроизводителей, налоговые обязательства по НДС начисляют в общем порядке (на территории Украины — по ставке 20 %, на экспорт — 0%);
— суммы НДС, начисленные к уплате, перерабатывающие предприятия направляют не в бюджет, а на выплату дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям — поставщикам молока и мяса в живом весе.
Регулирует описанный механизм начисления и выплаты дотаций указанный в предыдущих ответах на вопросы Порядок № 805.
В соответствии с данным Порядком перерабатывающие предприятия ведут отдельный налоговый и бухгалтерский учет всего процесса — от покупки «спецсырья» (молока и мяса в живом весе у сельскохозяйственных товаропроизводителей) до продажи «спецпродукции» (изготовленных из такого сырья молока и молочной продукции, мяса и мясопродуктов). По результатам деятельности за каждый отчетный (налоговый) период такие предприятия определяют суммы налогового кредита по НДС, сформированного при переработке «спецсырья», и налоговых обязательств по НДС, которые возникают в связи с продажей «спецпродукции». Эти суммы перерабатывающие предприятия отражают в отдельной налоговой декларации («специальной») полностью. В случае, если по результатам отчетного (налогового) периода сумма налоговых обязательств превышает сумму налогового кредита, то есть образуется сумма НДС, подлежащая уплате по результатам отчетного (налогового) периода, такую сумму перерабатывающие предприятия уплачивают не в бюджет, а перечисляют на отдельные счета, которые открываются в учреждениях банков. С этих отдельных счетов денежные средства направляются исключительно на выплату дотаций. Если суммы налогового кредита превышают суммы налоговых обязательств, то сумму превышения перерабатывающие предприятия перечисляют посредством платежных поручений с отдельных счетов на текущие счета (своеобразное бюджетное возмещение).
Если перерабатывающее предприятие занимается другими видами деятельности (или сырье, которое оно закупает, не является «спецсырьем», а, следовательно, продукцию, которую оно продает, нельзя назвать «спецпродукцией»), то оно ведет обычный налоговый и бухгалтерский учет. По результатам деятельности за отчетный (налоговый) период составляется обычная налоговая декларация (еще ее называют «бюджетной»). Сумма НДС к уплате, определенная в такой декларации, подлежит перечислению в бюджет. Сумма НДС к возмещению в обычном порядке подлежит возмещению из бюджета (зачислению в счет будущих платежей по НДС).
Если в процессе переработки «спецсырья» и продажи «спецпродукции» и в процессе осуществления других видов деятельности перерабатывающее предприятие одновременно использует одни и те же товары (работы, услуги), то для него важно правильно распределить суммы налогового кредита по НДС, отражаемые в «специальной» и в «бюджетной» декларациях. Сразу же оговорим, что механизм такого распределения не описан ни в Законе об НДС, ни в Порядке № 805. Как ГНАУ, так и некоторые независимые эксперты5 рекомендует использовать порядок, аналогичный тому, который применяют плательщики НДС при распределении сумм налогового кредита по НДС при осуществлении операций, которые облагаются по ставке 20% или 0% (право на налоговый кредит есть), и операций, не являющихся объектом налогообложения или освобожденных от налогообложения (права на налоговый кредит нет).
Следует также иметь в виду, что специальный режим начисления и уплаты НДС распространяется на перерабатывающие предприятия всех форм собственности (плательщиков НДС), которые имеют собственные перерабатывающие мощности. Этот режим касается расчетов с непосредственными производителями молока и мяса в живом весе. При этом из самого Порядка № 805 можно сделать выводы о том, при каких условиях закупленное сырье является «спецсырьем» и когда взаимоотношения перерабатывающего предприятия с поставщиком этого «спецсырья» выстраиваются по специальной схеме. Эти условия перечислены в п.1 названного Порядка:
— закупаемое молоко и мясо должно быть отечественного производства;
— мясо должно закупаться в живом весе;
— молоко и мясо должно быть куплено непосредственно у сельскохозяйственных товаропроизводителей, а не через посредников;
— право собственности на молоко и мясо в живом весе должно перейти от сельскохозяйственного производителя к перерабатывающему предприятию, то есть сырье не должно быть передано для переработки на давальческих условиях.
На этом, пожалуй, и можно завершить общее описание схемы предоставления дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, продающим молоко и мясо в живом весе перерабатывающим предприятиям. Анализ этой схемы позволяет сделать следующие выводы: К. Нормы, установленные пп.6.2.6 ст. 6 и п.11.21 ст.11 Закона об НДС, действуют параллельно.
Л. Если перерабатывающее предприятие рассчитывается с сельскохозяйственным товаропроизводителем не денежными средствами, а путем «бартерных» расчетов, — это ни в коем случае не означает, что закупленное у сельскохозяйственного товаропроизводителя молоко или мясо в живом весе теряет признаки «спецсырья». М. То, что сельскохозяйственный товаропроизводитель утрачивает право на нулевую ставку НДС при осуществлении бартерных операций6, вовсе не означает, что он перестает быть сельскохозяйственным товаропроизводителем. Н. Все случаи, когда закупленное сырье нельзя считать «спецсырьем», перечислены в п.1 Порядка № 805. Этот перечень является исчерпывающим. О. Кого можно считать сельскохозяйственным товаропроизводителем, определено в Законе Украины от 18.01.2001 г. № 2238-III «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001 — 2004 годов».
Следовательно, налоговый кредит по закупке в рамках бартерной операции молока у сельскохозяйственного товаропроизводителя перерабатывающее предприятие должно отражать в «специальной» налоговой декларации. Причем такой налоговый кредит показывают в полной сумме и никакого распределения сумм налогового кредита между операциями, отражаемыми в «специальной» налоговой декларации, и операциями, отражаемыми в «бюджетной» налоговой декларации, не делают.
Кроме того, ни в Законе об НДС, ни в Порядке
№ 805 не установлены какие-либо ограничения относительно выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, продающим молоко или мясо в живом весе не за денежные средства, а путем обмена на товары (работы, услуги).
Следовательно, сельскохозяйственные товаропроизводители, утратившие из-за «бартерного» характера расчетов право на применение нулевой ставки НДС за проданное ими молоко перерабатывающим предприятиям, не лишаются права на получение дотаций. Интересно только то, что сумма дотации, в сущности, может покрыть сумму налоговых обязательств по НДС, начисленных по операциям по продаже молока.
Рассмотрим условный пример. Перерабатывающее предприятие закупало молоко у сельскохозяйственных товаропроизводителей (физических и юридических лиц) за денежные средства и в обмен на товары. Кроме того, часть молока была приобретена и у посредника. Молочная продукция, изготовленная из приобретенного сырья, реализована в Украине.
№ п/п | Содержание записи | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |||
Дебет | Kредит | Сумма, грн. | Валовой доход | Валовые расходы | ||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
Закупка молока у сельхозтоваропроизводителей (физических лиц) за денежные средства | ||||||
1 | Закуплено молоко у сельхозтоваропроизводителей (физических лиц) за денежные средства | 201 | 631 | 1000 | — | 1000 |
2 | Выплачены наличные денежные средства из кассы | 631 | 301 | 1000 | — | — |
Закупка молока у сельхозтоваропроизводителей (юридических лиц) за денежные средства | ||||||
3 | Закуплено молоко у сельхозтоваропроизводителей (юридических лиц) за денежные средства | 201 | 631 | 5000 | — | 5000 |
4 | Оплачено молоко, купленное за денежные средства | 631 | 311 | 5000 | — | — |
Закупка молока у сельхозтоваропроизводителей (юридических лиц) в обмен на товары | ||||||
5 | Получено молоко от сельхозтоваропроизводителей (юридических лиц) в рамках бартерных договоров | 201 | 631 | 6000 | 6000 | — |
6 | Отражена сумма расчетов по налоговому кредиту по НДС | 6441* | 631 | 1200 | — | — |
*Субсчет второго порядка 6441 “Расчеты по налоговому кредиту по заготовке и реализации молока и молочных продуктов” (НДС отражается в “специальной” декларации) | ||||||
7 | Начислены налоговые обязательства по НДС | 6432* | 64112** | 1200 | — | — |
*Субсчет второго порядка 6432 “Расчеты по налоговым обязательствам по прочей реализации” (НДС отражается в “бюджетной” декларации).**Субсчет третьего порядка 64112 “НДС с прочей реализации” (НДС отражается в “бюджетной” декларации) | ||||||
8 | Отгружены товары | 361 | 702 | 7200 | — | 6000 |
9 | Списана сумма расчетов по налоговым обязательствам по НДС | 702 | 6432 | 1200 | — | — |
10 | Отражен налоговый кредит по НДС | 64111* | 6441 | 1200 | — | — |
*Субсчет третьего порядка 64111 “НДС по заготовке и реализации молока и молочных продуктов” (НДС отражается в “специальной” декларации) | ||||||
11 | Списана учетная стоимость отгруженных товаров | 902 | 28 | 4000 | — | — |
12 | Произведен засчет задолженностей | 631 | 361 | 7200 | — | — |
Закупка молока у посредников за денежные средства | ||||||
13 | Закуплено молоко у посредников за денежные средства | 201 | 631 | 2000 | — | 2000 |
14 | Отражен налоговый кредит по НДС | 64112 | 631 | 400 | — | — |
15 | Оплачено молоко, купленное у посредников | 631 | 311 | 2400 | — | — |
Покупка товарно-материальных ценностей, используемых в производстве молочной продукции | ||||||
16 | Оприходованы товарно-материальные ценности | 20, 22, 28 | 631 | 8000 | — | 8000 |
17 | Отражен налоговый кредит по НДС, начисленный при приобретении товарно-материальных ценностей* | 64112 | 631 | 1600 | — | — |
*Сумма начисленного налогового кредита первоначально отражается на субсчете третьего порядка 64112 “НДС с прочей реализа-ции”, а затем распределяется между “специальной” и “бюджетной” декларацией по результатам отчетного (налогового) периода | ||||||
18 | Оплачены товарно-материальные ценности | 631 | 311 | 9600 | — | — |
Отгрузка молочной продукции | ||||||
19 | Отгружена молочная продукция, изготовленная из молока, закупленного у сельхозтоваропроизводителей | 361 | 7011* | 26400 | 22000 | — |
*Субсчет второго порядка 7011 “Доход от реализации молочной продукции, изготовленной из сырья, купленного у сельхозтоваропроизводителей” | ||||||
20 | Начислены налоговые обязательства по НДС | 7011 | 64111 | 4400 | — | — |
21 | Отгружена молочная продукция, изготовленная из молока, закупленного у посредников | 361 | 7012* | 3600 | 3000 | — |
*Субсчет второго порядка 7012 “Доход от реализации молочной продукции, изготовленной из сырья, купленного у других поставщиков” | ||||||
22 | Начислены налоговые обязательства по НДС | 7012 | 64112 | 600 | — | — |
23 | Исключена из суммы налогового кредита, отражаемого в “бюджет-ной” декларации, сумма налогового кредита, которая должна отражаться в “специальной” декларации (методом “сторно”) | 64112 | 631 | 1408* | — | — |
*Эта сумма рассчитана следующим образом.1. Доля молочной продукции, изготовленной из молока, закупленного у сельхозтоваропроизводителей, в общем объеме проданной молочной продукции:22000 : (22000 + 3000) = 0,88.2. Сумма налогового кредита по закупленным товарно-материальным ценностям, отражаемая в “специальной” декларации:1600 х 0,88 = 1408 (грн.) | ||||||
24 | Включена в состав налогового кредита, отражаемого в “специальной” декларации, сумма, исключенная из налогового кредита, отражаемого в “бюджетной” декларации | 64111 | 631 | 1408 | — | — |
25 | Определена общая сумма дотаций, подлежащих выплате сельхозтоваропроизводителям (4400 - 1200 - 1408) | 64111 | 685 | 1792 | — | — |
26 | Оплачена отгруженная продукция | 311 | 361 | 30000 | — | — |
27 | Перечислены денежные средства на спецсчет | 313 | 311 | 1792 | — | — |
28 | Уплачена в бюджет сумма НДС (1200 + 600 - 400 - 1600 + 1408) | 64112 | 311 | 1208 | — | — |
Array
Похожие записи
Начисление НДС при превышении размера предельно допустимого объема реализации
09.10.2002
ВОЗВРАТ ТОВАРОВ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ РЕГИСТРАЦИИ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НДС
23.06.2006
НДС: ВОЗВРАТ АВАНСОВ И ЛЬГОТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
21.11.2007