ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НДС И СРОК ДАВНОСТИ
Имеет ли право ГНИ «убрать» сумму отрицательного значения НДС из строки 26 налоговой декларации, если показатель этой строки (расшифровка которого приведена в приложении 2 к декларации) включает суммы налога за январь, февраль и март 2007 года? В ГНИ сказали, что поскольку прошло 3 года, такие невозмещенные суммы согласно Закону № 21811 подлежат списанию. Законны ли действия ГНИ?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
По всей видимости, у налогоплательщика в указанных периодах (в январе — марте 2007 года) образовалось отрицательное значение НДС в большой сумме, то есть налоговый кредит намного превысил налоговые обязательства. И в течение длительного периода (более трех лет) это отрицательное значение так и не «перекрылось» начислением налоговых обязательств в последующих отчетных периодах. В результате в декларации по НДС остались суммы «старого» отрицательного значения налога, которое следует расшифровывать в приложении 2 к декларации.
Судя по вопросу, плательщик налога накапливал сумму отрицательного НДС на протяжении всех трех лет, то есть значение строки 24 переносил в строку 26 и далее в строку 23.2 декларации за следующий отчетный период. Возмещения из бюджета он не требовал… или не имел права требовать.
Теперь по поводу уменьшения сумм отрицательного значения НДС и законности действий работников ГНИ. Согласно Закону № 2181, которым урегулированы сроки возврата сумм налогов из бюджета, «заявления на возврат излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) или на их возмещение в случаях, предусмотренных налоговыми законами, могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение» (пп.15.3.1ст.15). Как видим, данной нормой Закона предусмотрены две ситуации, когда применяются временные ограничения сроком в 3 года.
Первая — подача заявления на возврат излишне уплаченных налогов. Она урегулирована приказом ГНАУ от 25.04.2003 г. № 1972, которым утверждено Обобщающее налоговое разъяснение положений пункта 15.3 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» в части определения термина «излишне уплаченные налоги, сборы (обязательные платежи)» и предельных сроков их возврата. Под данным термином понимаются «суммы налогов, сборов (обязательных платежей), которые на определенную дату зачислены в бюджет сверх согласованных сумм налоговых обязательств (в том числе штрафных санкций), предельный срок уплаты которых наступил на такую дату». К рассматриваемому случаю, связанному с учетом отрицательного значения НДС (когда заполняются строки 24 и 26 декларации), это никакого отношения не имеет.
Вторая ситуация — подача заявления на возмещение налогов. По всей видимости, именно ее имеют в виду работники ГНИ, требуя убирать «старое» отрицательное значение НДС из декларации. Мол, раньше надо было заявлять бюджетное возмещение, а теперь уже нет права не только заявлять бюджетное возмещение, но и включать отрицательное значение НДС в декларацию. Однако законность таких требований вызывает большие сомнения. Ведь что именно следует понимать под возмещением налогов, «в случаях, предусмотренных налоговыми законами», в Законе № 2181 прямо не указано. Поэтому ответ на вопрос, считать или нет «старую» сумму отрицательного значения НДС не заявленными ранее суммами бюджетного возмещения, нужно искать в Законе об НДС.
Согласно п.1.8 ст.1 данного Закона бюджетным возмещением считается «сумма, подлежащая возврату плательщику налога из бюджета в связи с излишней уплатой налога в случаях, определенных этим Законом». Порядок расчета и получения бюджетного возмещения НДС установлен п.7.7 ст.7 Закона об НДС,где сказано, что сумма налога, подлежащая бюджетному возмещению, определяется «как разность между суммой налогового обязательства отчетного налогового периода и суммой налогового кредита такого отчетного налогового периода» (пп.7.7.1). Но для того, чтобы ГНИ могла применить пп.15.3.1 ст.15 Закона № 2181 о превышении срока давности, эта сумма должна квалифицироваться как незаявленное бюджетное возмещение.
Подпунктом 7.7.2 «а» ст.7 Закона об НДС установлено, что бюджетному возмещению подлежит часть отрицательного значения (как минимум, по итогам двух периодов подряд), которая равна сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров (услуг). Послерасчета суммы бюджетного возмещения плательщик налога может принять самостоятельное решение о зачислении принадлежащей ему полной суммы бюджетного возмещения в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу следующих налоговых периодов (пп.7.7.3 ст.7 Закона об НДС).При этом заполняется строка 25.2 декларации. Или плательщик может потребовать перечислить ему сумму бюджетного возмещения на банковский счет — заполняется строка 25.1. В этом случае он должен подать в ГНИ заявление о возврате данной суммы бюджетного возмещения на счет в банке (пп.7.7.4 ст.7 Закона об НДС).
Таким образом, в отличие от пп.7.7.1, выполнение условий, перечисленных в других подпунктах п.7.7 ст.7 Закона, необходимо не столько для расчета, сколько для заявления и фактического получения бюджетного возмещения. А выполнение этих условий, помимо наличия отрицательного значения НДС в следующем (после его возникновения) периоде, предполагает также денежные расчеты с поставщиками, проведенные в предыдущих периодах3. То есть бюджетное возмещение, по сути, связано с возвратом излишне уплаченных сумм налога из бюджета (либо в виде формирования переплаты на карточке лицевого счета, либо путем перечисления денежных средств на счет в банке). И если указанные условия предприятием не выполнены, то и право на возмещение НДС у налогоплательщика отсутствует. Поэтому отрицательное значение НДС никак нельзя рассматривать как сумму незаявленного бюджетного возмещения.
Дополнительным аргументом может служить и формулировка названий некоторых строк декларации по НДС. Так, если сопоставить установленную пп.7.7.2 ст.7 Закона об НДС процедуру получения предприятием бюджетного возмещения с названием соответствующей строки декларации по НДС, то получится следующее. Часть показателя строки 24 текущей декларации по НДС, которую предприятие не отразило как сумму бюджетного возмещения в этой декларации (не заполнило строку 25), является для него«остатком отрицательного значения после бюджетного возмещения», который включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (переносится в строку 23.2 следующей декларации по НДС4). То есть эта сумма даже не называется бюджетным возмещением — это остаток невозмещенного отрицательного значения! А поскольку пп.15.3.1 ст.15 Закона № 2181 устанавливает ограничение именно для возмещения соответствующих сумм, получается, что к строке 26 декларации по НДС оно (ограничение) не имеет никакого отношения.
Array
Похожие записи
НДС: ДОГОВОР ТОВАРНОГО ЗАЙМА
24.08.2005
НДС: РЕАЛИЗАЦИЯ ПИВА В БУТЫЛКАХ
16.01.2009
НДС И НАЛОГ НА РЕКЛАМУ: ЗАПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАКЛАДНОЙ
22.07.2007