Договоры с нерезидентами на предоставление ими посреднических, консультационных и иных подобных услуг
Предприятие планирует заключить договоры с нерезидентами на предоставление ими посреднических, консультационных и иных подобных услуг, в частности услуг по организации выставок за рубежом. Правомерны ли подобные сделки? Каким образом необходимо оформить документы, чтобы у предприятия не возникли проблемы с контролирующими органами? Возникают ли у предприятия налоговые обязательства по НДС?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Основным нормативным документом, устанавливающим особенности правового регулирования всех видов внешнеэкономической деятельности в Украине, является Закон Украины от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности»1 (далее – Закон о ВЭД). Особенности осуществления расчетов с нерезидентами регулируются Законом Украины от 23.09.94 г. № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»2 (далее – Закон о расчетах).
Статьей 5 Закона о ВЭД закреплено право всех субъектов внешнеэкономической деятельности (независимо от форм собственности) осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, прямо не запрещенные законами Украины. Одним из видов внешнеэкономической деятельности является импорт услуг – предоставление иностранными субъектами хозяйственной деятельности услуг субъектам внешнеэкономической деятельности Украины. Таким образом рассматриваемая в вопросе сделка правомерна и полностью соответствует действующему украинскому законодательству.
При работе с нерезидентами нельзя забывать о своевременных расчетах. Так, частью первой ст.2 Закона о расчетах предусмотрено, что для импортных операций резидентов, проводимых на условиях отсрочки поставки, в случае если такая отсрочка превышает 90 календарных дней с момента осуществления авансового платежа в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), необходимо получение индивидуальной лицензии НБУ. В случае отсутствия такой лицензии к резиденту будут применены финансовые санкции: взыскивается пеня за каждый день просрочки в размере 0,3% суммы таможенной стоимости недопоставленной продукции в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ, действовавшему на день возникновения задолженности.
Следует отметить, что действующее украинское законодательство не устанавливает определенной формы и порядка составления документов, подтверждающих получение услуг от нерезидента. А поскольку отношения между предприятием и нерезидентом основаны на внешнеэкономическом договоре, то можно сделать вывод, что форма и порядок составления документов будут устанавливаться в договоре на предоставление услуг между данным предприятием и нерезидентом.
На практике бывают случаи, когда органы налоговой службы трактуют оплату нерезидентам за предоставленные ими услуги как выплату доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины и требуют уплачивать из таких доходов налог на репатриацию доходов. Однако такая позиция некоторых ГНИ не подтверждается действующим законодательством. И если к предприятию будут предъявлены такие требования, то главным аргументом, доказывающим их несостоятельность, будет подпункт «й» п.13.1 ст.13 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий, в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
Подпункт 13.1 ст.13 Закона о прибыли
(Извлечение)
Любые доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в гривнях) облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным этой статьей.
Для целей этой статьи под доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, следует понимать:
<…>
й) другие доходы от осуществления нерезидентом (постоянным представительством этого или другого нерезидента) хозяйственной деятельности на территории Украины, за исключением доходов в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров (работ, услуг), переданных (выполненных, предоставленных) резиденту от такого нерезидента (постоянного представительства), в том числе стоимости услуг по международной связи или международному информационному обеспечению.
В соответствии с п.2.2 ст.2 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон об НДС) плательщиком этого налога является лицо, получающее от нерезидента работы (услуги) для их использования или потребления на таможенной территории Украины. Подпунктом 3.1.2 ст.3 Закона об НДС предусмотрено, что объектом налогообложения являются операции по получению работ (услуг), которые предоставляются нерезидентами для их использования или потребления на таможенной территории Украины. В свою очередь п.4.3 ст.4 этого Закона установлено, что для работ (услуг), которые выполняются (предоставляются) нерезидентами на таможенной территории Украины, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких работ (услуг) с учетом акцизного сбора, а также других налогов, сборов (обязательных платежей), за исключением НДС, которые включаются в цену продажи работ (услуг) в соответствии с законами Украины по вопросам налогообложения.
Таким образом, можно сделать вывод, что для обложения НДС операций по предоставлению услуг нерезидентом требуется соблюдение двух условий:
1) такие услуги должны предоставляться на таможенной территории Украины;
2) они должны потребляться на таможенной территории Украины.
Если определение места предоставления услуг, скорее всего, не вызовет двоякого толкования, то относительно того, что необходимо понимать под термином «использование или потребление на таможенной территории Украины», Закон об НДС и другие нормативно-правовые акты не дают разъяснений. Поэтому, при отнесении рассматриваемых операций к потребляемым на территории Украины или потребляемым за пределами ее территории, по мнению автора, необходимо руководствоваться здравым смыслом. Например, услуги нерезидента по организации выставки за рубежом можно рассматривать как услуги, используемые за пределами таможенной территории Украины, а услуги нерезидента по организации аналогичной выставки в Украине или по наладке оборудования, которое находится в Украине, – только как услуги, потребляемые на таможенной территории Украины. В первом случае объект обложения НДС будет отсутствовать, а во втором операция является объектом обложения НДС. При этом получение услуг (возникновение налоговых обязательств) должно подтверждаться документами (например, актом выполненных работ), которые оформляются в соответствии с условиями договора между предприятием и нерезидентом, а налогооблагаемый оборот исчисляется исходя из договорной (контрактной) стоимости работ (услуг) с учетом налогов и сборов, включаемых в стоимость работ (услуг) согласно налоговому законодательству Украины.
Array
Похожие записи
Уменьшение валового дохода предприятия на сумму признанной судом задолженности
17.10.2002
Совокупный налогооблагаемый доход работника сумму средств, которые уплачиваются предприятием за обучение детей этого работника в гимназии
06.09.2001
Предприятие является заказчиком по договору на переработку давальческого сырья
06.11.2002