Закон о прибыли
Применяются ли нормы пп.7.4.3 ст.7 Закона о прибыли при осуществлении экспортно-импортных операций с нерезидентами?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Нормами пп.7.4.1 и 7.4.2 ст.7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о прибыли), установлено, что при определении валового дохода и валовых расходов плательщика налога на прибыль по операциям со связанными лицами применяются обычные цены. При этом пп.7.4.3 указанной ст.7 гласит, что действие положений данных подпунктов (пп.7.4.1 и 7.4.2) распространяется также на операции с юридическими лицами, которые не являются плательщиками налога, установленного ст.10 Закона о прибыли, или уплачивают налог на прибыль по иным, нежели плательщик налога, ставкам. Для толкования вышеуказанных норм Закона о прибыли можно применить два подхода: формальный (фискальный) и системный (нефискальный).
Подход первый: формальный
Нормы пп.7.4.3 ст.7 Закона о прибыли устанавливают перечень случаев, когда для формирования валовых расходов и валового дохода плательщик налога должен применять обычные цены. Такими случаями являются операции плательщика налога с юридическими лицами, которые:
1) не являются плательщиками налога на прибыль;
2) являются плательщиками налога на прибыль, но уплачивают налог на прибыль по иным, нежели плательщик налога, ставкам.
Учитывая это, можно сказать, что обычные цены при формировании валового дохода и валовых расходов плательщика налога не применяются только тогда, когда он осуществляет операции с плательщиками налога на прибыль, уплачивающими этот налог по такой же ставке, по которой уплачивает и плательщик налога.
Нерезиденты в большинстве случаев не являются плательщиками налога на прибыль (или уплачивают его по ставке менее 30 процентов). Поэтому при формальном рассмотрении пп.7.4.3 ст.7 Закона о прибыли можно сделать вывод о том, что, осуществляя экспортно-импорные операции с нерезидентами, плательщик налога должен формировать валовые доходы и валовые расходы с учетом обычных цен.
Подход второй: системный
Особенностью системного подхода является то, что для понимания истинного смысла закона необходимо воспринимать не только его букву, но и смысл. По мнению автора1, экономический смысл нормы пп.7.4.3 ст.7 Закона о прибыли заключается в том, чтобы не допустить перетекания прибыли плательщика налога в структуры, которые не облагаются налогом на прибыль вообще или облагаются, но по заниженной ставке в связи с применением каких-либо льгот. Законодатель не ставил целью данного Закона «связать руки» субъектам внешнеэкономической деятельности и практически сделать невыгодным или маловыгодным проведение экспортно-импортных операций. Более того, в соответствии с нормами Закона о прибыли нерезиденты в принципе не могут быть плательщиками налога на прибыль либо не могут уплачивать налог на прибыль по ставке 30%. «Дискриминация» в определении плательщика налога на прибыль заключается в том, что резидентами являются субъекты хозяйственной деятельности, а также другие предприятия и организации, которые осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли как на территории Украины, так и за ее пределами, а вот нерезидентами являются только те физические или юридические лица, которые получают доходы с источником их происхождения из Украины.
Таким образом, в пп.7.4.3 ст.7 Закона о прибыли законодатель рассматривает юридических лиц исключительно как резидентов Украины.
Вместе с тем необходимо отметить, что все внешнеэкономические операции осуществляются в основном в иностранной валюте. А для налогообложения такого вида операций Закон о прибыли предусматривает отдельный п.7.3 ст.7, в котором ни слова не говорится о применении обычных цен.
Применяя системный подход к толкованию пп.7.4.3 ст.7 Закона о прибыли, можно сделать вывод о том, что нормы указанного подпункта не распространяются на внешнеэкономические операции с нерезидентами.
Однако оба подхода имеют право на существование. В настоящее время формальный подход к толкованию рассматриваемых норм Закона о прибыли иногда преобладает над системным. Предположим, плательщик налога осуществил экспортную операцию, при этом формирование валового дохода произвел по договорным ценам, а ГНИ, указав на необходимость применения пп.7.4.3 ст.7 Закона о прибыли, доначислила налоговые обязательства. Но плательщик налога не согласен с таким «предложением» и готов отстаивать свои права в судебном порядке.
В данном случае ему можно порекомендовать следующие аргументы в защиту своей позиции:
1. Экономический смысл норм пп.7.4.3 ст.7 Закона о прибыли может распространяться только на резидентов, так как обратного утверждения эти нормы не содержат. Тем более, что специальный «валютный» пункт 7.3 не предусматривает применения обычных цен.
2. Нормы пп.7.4.3 ст.7 Закона о прибыли не могут распространяться на операции с нерезидентами, поскольку нерезидент (в нашем случае) в принципе не может быть плательщиком налога на прибыль (обоснование см. выше).
3. Норма пп.7.4.3 ст.7 Закона о прибыли существует с 1994 года. Однако до настоящего времени органы ГНС в своих письмах и разъяснениях относительно налогообложения операций с нерезидентами не применяли понятие «обычная цена». Следовательно, можно предположить, что нормы этого подпункта применимы только к операциям с резидентами.
Таким образом, можно говорить о множественности толкований нормы закона и, как следствие, существовании конфликта интересов. А в соответствии с пп.4.4.1 ст.4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», если норма закона допускает неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего существует возможность принять решение в пользу как плательщика налога, так и контролирующего органа, решение в рамках апелляционного согласования принимается в пользу плательщика налога.
Array
Похожие записи

Перерасчет утраченного заработка, выплачиваемого лицам 2 категории пострадавших
06.03.2001

Предприятие реализовало товар за наличные денежные средства при отсутствии торгового патента
04.10.2001

ПРАВО ПОДПИСИ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
27.12.2011