ВВОЗ ТОВАРА И РАЗМЕЩЕНИЕ ЕГО НА ЛИЦЕНЗИОННОМ СКЛАДЕ
Предприятие-резидент согласно условиям внешнеэкономического контракта перечислило нерезиденту предварительную оплату за товар. Товар ввезен в Украину (что подтверждено оттиском штампа на CMR и других товаросопроводительных документах), но не оформлен в режиме свободного обращения и оставлен на хранение на лицензионном складе. Каким образом «закрыть» импортную операцию?
До какого периода считать 90-дневный срок: до даты оформления ГТД или до даты поступления товара на таможенную территорию Украины? Как данную операцию отразить
в бухгалтерском и налоговом учете?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Импортная операция в соответствии с Законом Украины от 16.04.91 г. № 959-ХІІ «О внешнеэкономической деятельности» предполагает покупку украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины.
Согласно ст.2 Закона Украины от 23.09.94 г. № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» резидент должен осуществить импортную операцию, проводимую на условиях предоплаты, в срок, не превышающий 90 дней со дня осуществления такой оплаты или, в случае превышения сроков – получить индивидуальную лицензию национального банка Украины. Если срок превышен и лицензия не получена, то начисляется пеня. Контроль за выполнением законодательно установленных сроков по импортным операциям осуществляет уполномоченное отделение банка. В соответствии с Инструкцией о порядке осуществления контроля и получения лицензий по экспортным, импортным и лизинговым операциям, утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136, банк снимает импортную операцию резидента с контроля после предъявления последним документа, который согласно условиям контракта свидетельствует об осуществлении нерезидентом поставки товаров. Если таким документом является грузовая таможенная декларация (ГТД), то банк снимает операцию с контроля при наличии информации об этой операции в реестре ГТД.
Таким образом, имеющиеся у предприятия-импортера сопроводительные документы с отметками внешней таможни о ввозе товара на таможенную территорию Украины могут свидетельствовать о факте осуществления нерезидентом поставки. Однако ГНАУ высказывает по этому поводу в Налоговом разъяснении № 5051 мнение о том, что «…датой импортаследует считать дату поступления товара на таможенную территорию Украины, фактического пересечения им таможенной границы Украины, которая подтверждается проставлением оттиска штампа на CMR, товаросопроводительных документах и означает начало пребывания товара под таможенным контролем, но при обязательном наличии ГТД типа IM-40, оформленной в соответствии с требованиями п.8 Положения о грузовой таможенной декларации…».
Следует отметить, что действующая нормативная база не содержит требования о том, что импортная операция может быть снята с контроля при наличии в реестре только ГТД определенного типа. Реестр ГТД, на основании которых товары пересекли таможенную границу Украины, еженедельно передается уполномоченным отделениям банков органами Гостаможслужбы в соответствии с требованиями постановления КМУ от 26.12.95 г. № 1044 «О мерах по обеспечению контроля за внешнеэкономической деятельностью и валютного контроля». Форма реестра утверждена приказом ГТКУ от 29.06.93 г. № 155. Ни один из этих или других документов не содержит перечня типов ГТД, которые должны вноситься в реестр для снятия с контроля импортных операций. И только в письмах ГТСУ от 04.02.2004 г. № 11/4-16-1195-ЕП и от 15.06.2004 г. № 25/4-41.16/7596-ЕП указаны ГТД, подлежащие включению в реестры, передаваемые в уполномоченные банки. Это ГТД типа (согласно Классификатору процедур перемещения товаров через таможенную границу Украины, утвержденному Инструкцией № 3072):
– IM-40 – таможенный режим импорта;
– IM-41 – таможенный режим реимпорта;
– IM-71 – таможенный режим специальной экономической зоны;
– IM-72 – таможенный режим магазина беспошлинной торговли;
– IM-75 – таможенный режим отказа в пользу государства.
В вопросе не указана причина, из-за которой товар размещается на лицензионном складе и что именно это за лицензионный склад (в большинстве случаев, на бытовом уровне, так называют все склады, так или иначе связанные с таможней). Но в зависимости от причины размещения товара (а не выпуска его в свободное обращение в соответствии с заявленным режимом) такой склад может быть:
* складом таможенного органа;
* таможенным складом;
* складом временного хранения.
Причем один склад может быть в составе другого.
И еще важно знать, что передача товаров на склад временного храненияоформляется договором хранения и актом приемки-передачи, а на склад таможенного органа – квитанцией МД-1 или актом приемки-передачи или описью, форма которой предусмотрена Порядком работы склада таможенного органа, утвержденного приказом ГТСУ от 05.12.2003 г. № 835. При размещении же товаров на таможенном складе товар декларируется и оформляется ГТД типа IM-74 (режим таможенного склада).
Из приведенного следует, что ни один из рассмотренных документов не может быть, с точки зрения ГНАУ, основанием для снятия с контроля импортной операции. Однако необходимо иметь в виду, что ни налоговое разъяснение, ни письма ГТСУ не являются нормативными документами, а это значит, что они не обязательны для исполнения. И если предприятие готово к судебному разбирательству (в случае если ситуация грозит штрафными санкциями), то необходимо обращаться в судебные органы.
В бухгалтерском учете стоимость товаров необходимо отразить на основании имеющегося документа, выданного при размещении товара на лицензионном складе, за балансом на субсчете 23 «Материальные ценности на ответственном хранении». А после того как товар будет оформлен в режиме свободного обращения и оформлена ГТД с уплатой всех предусмотренных действующим законодательством налогов и сборов, стоимость предварительно оплаченного импортного товара должна быть отражена в бухгалтерском учете и в составе валовых расходов в налоговом учете как импортная операция.
Если с нерезидентом заключен договор купли-продажи, то схема отражения в учете такой операции будет иметь следующий вид (таблица).
Таблица. Отражение в учете операции по приобретению товаров у нерезидента на условиях предоплаты с расчетами в иностранной валюте
№ п/п | Содержание записи | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||||
Дебет | Kредит | Сумма, евро грн. | Валовой доход | Валовые расходы | |||
1 | Перечислена нерезиденту предоплата за товар, который будет импортирован (10000 евро х 6,38 грн. = 63800 грн.) | 632 | 312 | 10000eвро 63800 | — | —* | |
*Согласно пп.11.2.3 ст.11 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, датой увеличения валовых расходов при осуществлении операций с нерезидентами является дата оприходования товаров | |||||||
2 | Отражена за балансом стоимость товара, размещенного на лицензионном складе (10000 евро х 6,4 грн. = 64000 грн.) | 023 | — | 10000евро 64000 | — | — | |
3 | Перечислены таможенному органу суммы | ввозной таможенной пошлины в размере 10% таможенной стоимости товаров [(10000 евро х 6,4 грн.) х 10% = 6400 грн.] | 377 | 311 | 6400 | — | 6400 |
4 | таможенных сборов в размере 0,2% таможенной стоимости товаров [(10000 евро х 6,4 грн.) х 0,2% = 128 грн.] | 128 | — | 128 | |||
5 | НДС [((10000 евро х 6,4 грн.) + 6400 грн. ) x 20% = 14080грн.] | 14080 | — | — | |||
6 | Отражена сумма налогового кредита по НДС | 641 | 377 | 14080 | — | — | |
7 | Оприходован импортированный товар | 281 | 632 | 10000евро 63800* | — | 64800** | |
*В соответствии с ПБУ-21 «Влияние изменения валютных курсов» стоимость товара определяется по валютному курсу на дату осуществления предоплаты. **Согласно пп.7.3.2 ст.7 Закона о прибыли в состав валовых расходов включается балансовая стоимость перечисленной иностранной валюты, которая определяется расчетным путем (в примере показатель взят условно) | |||||||
8 | Включены суммы ввозной таможенной пошлины и таможенных сборов в стоимость оприходованного импортного товара (6400 грн. + 128 грн. = 6528 грн.) | 281 | 377 | 6528 | — | — |
Array
Похожие записи
ЗАГРАНКОМАНДИРОВКА: ВАЛЮТА АВАНСА МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЙ
14.05.2010
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ, ПЕРЕДАННЫХ НА ХРАНЕНИЕ
22.11.2006
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
14.12.2009