Уменьшение налогового кредита у покупателя
Правомерно ли органы налоговой службы принимают решения об уменьшении налогового кредита у покупателя на основании того, что в налоговой накладной, полученной от продавца, отсутствуют номер и дата ее составления?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Подпунктом 7.4.5 ст.7 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС) установлено, что не разрешается включение в налоговый кредит любых расходов по уплате налога, которые не подтверждены налоговыми накладными. Выражение «не подтверждены налоговыми накладными» означает, что либо налоговая накладная как документ вообще отсутствует, либо же документ, на основании которого плательщик включил суммы налога в налоговый кредит, вообще не является налоговой накладной.
Из условий вопроса можно предположить, что покупатель имеет определенный документ, которым желает подтвердить свое право на налоговый кредит. Поэтому в данной ситуации решается вопрос, является этот документ налоговой накладной или нет.
В подпункте 7.2.3 ст.7 Закона об НДС указано, что налоговая накладная является отчетным налоговым документом и одновременно расчетным документом и обязательно в отдельных строках должен содержать ряд определенных данных, в частности, порядковый номер и дату выписывания (пп.7.2.1 ст.7). Но в результате заполнения налоговой накладной возможны случаи, когда в ней будет отсутствовать один (или несколько) из реквизитов, обязательное наличие которого указано в пп.7.2.1 ст.7 Закона об НДС, либо один (или несколько) из таких реквизитов будет указан неверно (например, неверно указан налоговый номер плательщика налога). Закон об НДС не содержит прямой нормы, согласно которой налоговая накладная, в которой не указан один (или несколько) из реквизитов, или если они указаны, но с определенными неточностями (ошибками), не является таковой. Проводя аналогию с другими правоотношениями, следует отметить, что действующее на территории Украины законодательство относительно ряда правоотношений содержит правовые нормы, которые прямо указывают на необходимость наличия в документе всех обязательных реквизитов, иначе такой документ не приобретает соответствующей правовой силы. Так, например, согласно ст.2 Унифицированного закона о переводных векселях и простых векселях, введенного Женевской конвенцией 1930 года, к которой присоединилась и Украина, документ, в котором отсутствует любой из обязательных реквизитов, указанных в статье 1 этого Закона, не имеет силы переводного векселя. Поскольку относительно налоговой накладной в действующем законодательстве Украины не указано, что она не имеет силы в случае отсутствия в ней любого из обязательных реквизитов, можно говорить, что нет оснований считать такой документ не имеющим силы налоговой накладной. Но при этом есть все основания считать такую налоговую накладную накладной, составленной с нарушением требований Закона об НДС.
Таким образом, налоговая накладная, заполненная продавцом без указания ее порядкового номера и даты выписки, считается налоговой накладной, составленной с нарушением требований Закона об НДС. Следовательно, в данном случае можно говорить, что у покупателя право на налоговый кредит подтверждается налоговой накладной, составленной продавцом с нарушением требований Закона.
Вопрос о правомерности включения расходов по уплате НДС в налоговый кредит на основании налоговой накладной, составленной продавцом с нарушением требований Закона об НДС, является оценочной категорией, то есть соответствующий уполномоченный орган будет оценивать ситуацию на предмет достаточности подтверждений права покупателя на налоговый кредит.
Решение спора о правомерности отнесения налогоплательщиком расходов по уплате НДС на налоговый кредит относится к подведомственности хозяйственных судов, которые в своей деятельности руководствуются практикой Высшего арбитражного суда Украины (на сегодняшний день — Высшего хозяйственного суда Украины). Так, в письме от 31.07.2000 г. № 01-8/3801 ВАСУ указал, что нарушение требований Закона об НДС и Порядка заполнения налоговой накладной2 по заполнению налоговой накладной может быть основанием для оценки такой налоговой накладной как надлежащего доказательства уплаты НДС и, соответственно, для отнесения указанной в налоговой накладной суммы налога к налоговому кредиту. В случае разногласия доказательств оценки уплаты НДС его плательщиком между органом государственной налоговой службы и этим налогоплательщиком, суд оценивает доказательства сторон в их совокупности. При этом никакие доказательства не имеют для арбитражного суда предварительно установленной силы.
Но в одной из последующих своих практик ВХСУ по данному вопросу3 указал, что налоговая накладная должна иметь определенные обязательные реквизиты, и отсутствие хотя бы одного из них лишает покупателя права на включение в налоговый кредит расходов по уплате НДС на основании такой накладной. Однако, учитывая, что ранее ВХСУ все же предполагал возможность оценки налоговой накладной как надлежащего доказательства уплаты НДС (обзорное письмо от 31.07.2000 г. № 01-8/380 продолжает действовать), можно утверждать, что наличие у покупателя налоговой накладной и доказательств об уплате продавцом сумм НДС в бюджет может быть основанием для правомерности отнесения указанной в налоговой накладной суммы налога к налоговому кредиту.
Array
Похожие записи

Налог на добавленную стоимость за услуги телефонной связи и льготы по этому вопросу
19.06.2001

Порядок таможенного оформления и налогообложения товаров
10.12.2003

Начисление единого налога предприятия
17.10.2002