ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
Какие штрафные санкции применяются к предприятию при неуплате взносов в Пенсионный фонд до 20 числа месяца, следующего за отчетным, и налога с доходов физических лиц до 30 числа месяца, следующего за отчетным, из-за отсутствия средств на расчетном счете и невыплаты заработной платы за отчетный месяц?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В связи со вступлением в силу с 1 января 2004 года Закона № 1058 и Закона № 889 порядок и сроки уплаты взноса на общеобязательное государственное пенсионное страхование (далее — взнос) и НДФЛ несколько изменились. На сегодняшний день уже не существует жесткой «привязки» уплаты взноса и НДФЛ к выплате заработной платы (дохода). Теперь начисленная и невыплаченная заработная плата (доход) не является поводом для неуплаты взноса и НДФЛ, потому что:
* согласно п.6 ст.20 Закона № 1058страхователи уплачивают страховые взносы, начисленные за соответствующий базовый отчетный период, не позднее чем через 20 календарных дней со дня окончания этого периода;
* согласно пп.8.1.2 ст.8 Закона № 889 налог, подлежащий удержанию с начисленного дохода, который не был выплачен, подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом для месячного налогового периода, то есть в течение 30 календарных дней, следующих за отчетным месяцем (пп.5.3.1 ст.5 Закона № 2181).
Таким образом, независимо от факта выплаты налогооблагаемого дохода, налоги и взносы должны быть уплачены.
А теперь разберемся, какие финансовые санкции предусмотрены за то, что налогоплательщик не исполнил своих обязательств (по уважительным или не очень причинам).
После 1 января 2004 года (дата вступления в силу Закона № 1058) на взнос не распространяется налоговое законодательство (п.4 ст.18 Закона № 1058), следовательно, ответственность плательщика-страхователя за неуплату взноса, ненадлежащий порядок отчетности и т.д. регламентируется не Законом № 2181(как это было до 01.01.2004 г.), а Законом
№ 1058. Так, в соответствии с п.2 ст.106 суммы страховых взносов, которые не были уплачены в сроки, установленные Законом (см. выше), считаются недоимкой и взыскиваются с начислением пени и применением финансовых санкций. Эта же норма продублирована и в инструкции, разработанной ПФУ для практического применения норм Закона № 1058 (в п.8.1Инструкции № 21-1). При этом оговорок, касающихся «уважительных» причин неуплаты взносов, как указано в вопросе, в Законе № 1058 нет.
Что касается финансовых санкций, то за несвоевременную уплату взноса предусмотрен штраф, аналогичный штрафу, установленному Законом № 2181, размер которого зависит от количества дней просрочки платежа (п.2 части девятой ст.106 Закона № 1058, пп.9.3.2 п.9 Инструкции № 21-1).
Kоличество дней просрочки платежа | Размер штрафа (от своевременно не уплаченных сумм взноса) |
До 30 календарных дней включительно | 10% |
С 31 по 90 календарный день включительно | 20% |
Свыше 90 календарных дней | 50% |
На сумму своевременно не уплаченных (не перечисленных) взносов и сумму финансовых санкций одновременно начисляется пеня в размере 0,1% от указанных сумм, рассчитанная за каждый день просрочки платежа.
Расчет штрафа и пени проводят органы Пенсионного фонда на основании данных лицевого счета страхователя, о чем они направляют налогоплательщику Решение установленной формы (приложение 14 кИнструкции № 21-1).
Заметим также, что все сказанное выше распространяется на недоимку, возникшую по взносу, начисленному с 1 января 2004 года. К обязательствам перед ПФУ, которые возникли до этой даты, применяются финансовые санкции согласно Закону № 21811.
В отношении НДФЛ в этом случае ситуация не столь однозначна, как в случае со взносом. Однако дело здесь не в том, что для «уважительных» причин неуплаты НДФЛ предусмотрены исключения, а в том, что вопрос штрафных санкций в связи с просрочкой уплаты налога на сегодняшний день может быть отнесен к ряду неурегулированных. Так, в соответствии с абзацем «а» п.20.2 ст.20 Закона № 889, если обязанность по начислению, удержанию и уплате в бюджет НДФЛ возложена на налогового агента, он является финансово ответственным за нарушение этих обязанностей. А размер финансовых санкций за нарушение норм Закона № 889 и основания для их применения, в свою очередь, «определяются законом, регулирующим такие вопросы, если иное не установлено нормами настоящего Закона»(п.20.1 ст.20 Закона № 889). Таким законом, на который дана ссылка в процитированном пункте Закона № 889, является Закон № 2181. Однако для того, чтобы применить его нормы к администрированию любого налога, в нашем случае — нормы, касающиеся финансовых санкций по НДФЛ, необходимо наличие главного условия — согласования налоговых обязательств. Штрафы за просрочку уплаты налогов установлены именно за нарушение определенных Законом № 2181 предельных сроков уплаты согласованных налоговых обязательств. При этом согласование сумм налоговых обязательств, которые определяются налогоплательщиком самостоятельно, происходит путем представления налоговой декларации (расчета) (п.5.1 ст.5
Закона № 2181). Что же происходит в случае с НДФЛ?
Плательщиком этого налога являетсяфизическое лицо. На предприятие — налогового агента возлагаются лишь обязанности по начислению, удержанию и перечислению этого налога от имени и за счет физического лица — плательщика налога (п.1.15 ст.1 Закона № 889). Следовательно, налоговый агент не может согласовывать сумму «чужих» налоговых обязательств: это не предусмотреноЗаконом № 2181. Поэтому, несмотря на огромное желание представителей контролирующих органов приравнять форму № 1ДФ2, которую представляет предприятие — налоговый агент, к налоговой декларации3, эти попытки обречены. Форма № 1ДФ не соответствует понятию налоговой декларации ни по своей форме (она является отчетностью налогового агента, а не налогоплательщика), ни по своему содержанию (на основании этой формы не осуществляется начисление и/или уплата налога, п.1.11 ст.1 Закона № 2181). Таким образом, законодательных оснований для применения к налоговому агенту штрафов, установленных ст.17 Закона № 2181 за просрочку уплаты НДФЛ, на сегодняшний день нет.
Даже если предположить, что с помощью формы № 1ДФ налоговые обязательства согласовываются, то штрафные санкции за просрочку их уплаты могут быть применены к налоговому агенту только через 10 дней после окончания предельного срока представления квартальной отчетности, то есть через 50 дней после окончания отчетного (налогового) квартала (абзац «б» пп.4.1.4 ст.4, пп.5.3.1 ст.5 Закона № 2181), но никак не через 30 дней, следующих за отчетным месяцем.
Тем не менее у налоговой службы всегда есть «железное» основание для применения хоть каких-нибудь финансовых санкций — Закон о налоговой службе4. Согласно абзацу третьему п.11 ст.11 этого Закона за просрочку 30 дней для уплаты НДФЛ на должностных лиц предприятия, виновных в несвоевременной уплате налога, может быть наложен штраф в размере трех5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Что касается мнения налоговых органов по данному вопросу, то версия ГНАУ заключается в том, что начисленный налог должен быть уплачен в течение 20 (а не 30!) календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) месяца, и за нарушение указанного 20-дневного срока придется нести ответственность в соответствии с пп.16.4.1 ст.16 и ст.17 Закона № 2181 (п.3 письма ГНАУ от 05.05.2004 г. № 3523/6/17-3116).
Осторожным налогоплательщикам следует обратить особое внимание на ст.76 Закона Украины от 27.11.2003 г. № 1344-IV «О Государственном бюджете Украины на 2004 год». Ссылаясь на эту норму, при желании можно доказать, что к налоговому долгу по НДФЛ на законных основаниях могут быть применены санкции, установленныеЗаконом № 2181 за нарушение ежемесячных сроков его уплаты, как к налогу, по которому законодательно не установлена обязанность представления налоговой декларации.
Array
Похожие записи
Внешнеэкономический договор осуществляется на условиях DEQ
12.03.2002
АРЕНДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
30.08.2004
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ
21.04.2008