Предприятие-экспортер является ежемесячным плательщиком НДС и получает возмещение этого налога с постоянным нарушением установленных сроков по вине налоговых органов. Однако последний раз предприятие столкнулось с тем, что после более двухмесячного нарушения ГНИ сроков передачи своего заключения в местное отделение казначейства, последнее еще дополнительно на месяц задержало возмещение. При этом казначейство прислало письмо, в котором сложившуюся ситуацию обосновывает, во-первых, нормами ст.7 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон об НДС), во-вторых, нарушением сроков получения заключения из налоговой инспекции, из-за чего казначейство тоже вынуждено задержать срок представления платежного поручения в банк на перечисление предприятию сумм НДС из бюджета в соответствии с п.5 Порядка возмещения НДС, утвержденного совместным приказом ГНАУ и Главного управления Госказначейства Украины от 06.05.98 г. № 222/38 и зарегистрированного в Минюсте Украины 21.05.98 г. № 333/773 (далее - Порядок возмещения НДС), в-третьих, указанием налоговой инспекцией в своем заключении неправильного (на месяц позже, чем положено в соответствии с законодательством) срока возмещения НДС, в-четвертых, использованием сумм НДС на финансирование социальных расходов. Правомерно ли обоснование, изложенное в письме казначейства?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Сразу следует сказать, что обоснование, изложенное в письме местного отделения казначейства, не соответствует действующему законодательству, и сотрудники указанного ведомства свою вину за задержку сроков возмещения НДС перекладывают на местную ГНИ. Безусловно, изначально в задержке сроков возмещения НДС виновны сотрудники местных ГНИ, однако казначейство также виновно в нарушении сроков.
Неправомерность действий казначейства основывается на следующем:
1. Ссылка сотрудников казначейства на ст.7 Закона об НДС некорректна, так как в этой статье вообще отсутствует какое-либо упоминание о сроках, отведенных казначейству для возмещения. Для предприятий-экспортеров законодательством установлен один общий срок возмещения - в течение месяца после представления декларации по НДС в ГНИ. Другими словами, после 20 числа (то есть даты представления налогоплательщиками декларации по НДС в ГНИ), начиная с 11 (12) дня и по 40 (41) день включительно - это срок, в который должны уложиться все учреждения и организации, принимающие участие в процессе оформления и проведения возмещения, даже если их будет не три (ГНИ, казначейство и банк), а больше. Также следовало бы обратить внимание сотрудников казначейства на то, что Законом об НДС вообще не предоставлено право ГНАУ и Госказначейству Украины разрабатывать какой-либо Порядок возмещения НДС. Этот порядок четко расписан в пп.7.7.3 ст.7 Закона об НДС. И если указанные государственные органы разработали такой Порядок по собственной инициативе, зарегистрировав его в Минюсте, то он может применяться только как средство для упрощения и улучшения механизма возмещения НДС, а не для его затруднения, а тем более для обоснования бездействия сотрудников казначейства.
2. В соответствии с частью пятой п.1 Порядка возмещения НДС продление сроков возмещения сумм НДС предусмотрено только в одном случае - если налогоплательщик нарушил срок представления в ГНИ декларации по НДС (не позднее 20 числа, кроме случая если этот срок приходится на праздничный или выходной день). В этом случае бюджетное возмещение продлевается на срок задержки представления отчетности.
3. Пунктом 5 Порядка возмещения НДС установлено, что налоговые органы обязаны представлять в казначейство заключение о причитающихся к возмещению суммах НДС не позднее 5 рабочих дней до истечения установленных сроков, то есть не позднее 35 дня с момента представления налогоплательщиком в ГНИ декларации по НДС (в большинстве случаев это должно осуществляться не позднее 33 дня, так как срок 5 рабочих дней прерывается выходными днями, и тогда казначейству необходимо для исполнения своих обязанностей по возмещению 7 календарных дней). Из этой нормы однозначно следует то, что казначейству для передачи в банк платежного поручения на возмещение сумм НДС установлен срок не более 5 рабочих дней. Продление сроков возмещения со стороны казначейства более 5 дней по причине задержки ГНИ подготовки и передачи в казначейство заключения или по каким-либо другим причинам является нарушением и тем более не может быть обоснованием бездействия работников казначейства. Более того, если ГНИ в казначейство передало заключение после истечения 40 (41) дня с момента представления в ГНИ налогоплательщиком декларации по НДС, то у казначейства вообще нет ни одного дня для задержки сроков возмещения. Оно обязано в тот же день представить в банк платежное поручение на возмещение налогоплательщику причитающихся сумм НДС.
4. Ссылка сотрудников казначейства на тот факт, что ГНИ указала им неправильный срок возмещения (с опозданием на месяц), также не является обоснованной, потому что Законом об НДС ни ГНИ, ни казначейству не предоставлено право устанавливать какие-либо сроки возмещения сумм НДС, отличающиеся от тех, которые определены самим Законом. Сотрудники казначейства несут ответственность (включая уголовную) за превышение власти и должностных полномочий при изменении сроков возмещения сумм НДС (ст.166 Уголовного Кодекса Украины) или за халатное исполнение служебных обязанностей (ст.167 УК).
5. В соответствии с Законом Украины от 02.03.2000 г. № 1523-III с 31.03.2000 г. пп.7.7.5 ст.7 Закона об НДС изложен в новой редакции. Из норм новой редакции следует прямой запрет органам казначейства при наличии бюджетной задолженности по НДС перед налогоплательщиками в виде не возмещенных сумм этого налога использовать суммы поступившего в бюджет НДС на финансирование социальных расходов.
Подводя итог, можно утверждать о безосновательности задержки сроков возмещения НДС сотрудниками казначейства, которые для этого злоупотребили должностными полномочиями, использовав бюджетные средства в виде НДС на цели, не предусмотренные Законом об НДС (ст.165 УК).
Array
Похожие записи
Бухгалтерский учет: документирование организационной формы
14.07.2014
Физическое лицо — предприниматель, применяющий общую систему налогообложения, выполняет грузовые перевозки. Может ли он списывать в расходы бензин при наличии только чека РРО?
16.07.2012
Индексация зарплаты за прошлые годы
10.06.2017