«Предоставление услуг в прямом смешанном сообщении»
Предприятие занимается предоставлением услуг по транспортно-экспедиторскому обслуживанию и международной перевозке грузов (на что имеет соответствующую лицензию). В большинстве случаев при предоставлении этих услуг по перевозке на отдельных участках необходимо привлекать других перевозчиков, что классифицируется как «предоставление услуг в прямом смешанном сообщении». Имеет ли право предприятие на применение нулевой ставки НДС согласно пп.6.2.4 ст.6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Прежде всего следует сказать, что благодаря наличию всех признаков и документов международного перевозчика предприятие должно отказаться от заключения договоров и выполнения услуг на транспортно-экспедиторское обслуживание и перейти полностью на оформление договоров и выполнение услуг по международной перевозке грузов. О причинах такого вывода далее.
Законом Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС) предусмотрены отдельные нормы налогообложения операций по предоставлению транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в международном сообщении, на таможенной территории Украины и операций по предоставлению услуг, связанных с транзитом иностранных грузов через территорию и порты Украины.
Подпунктом 6.2.4 ст.6 Закона об НДС определено, что по нулевой ставке НДС облагаются операции по предоставлению транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами таможенной границы Украины, а именно: от пункта за пределами государственной границы Украины до пункта проведения таможенных процедур по выпуску пассажиров или грузов из-под таможенного контроля на таможенную территорию Украины (включая внутренние таможни); от пункта проведения таможенных процедур по выпуску пассажиров или грузов за пределы таможенной границы Украины (включая внутренние таможни) до пункта за пределами государственной границы Украины; между пунктами за пределами таможенной границы Украины.
Если предоставление таких транспортных услуг осуществляется в виде брокерских, агентских или комиссионных операций с транспортными билетами, проездными документами, заключения договоров или счетов на транспортировку пассажиров либо грузов доверенным лицом перевозчика, то операции по таким услугам облагаются налогом по ставке, предусмотренной п.6.1 ст.6 Закона об НДС.
Из приведенной нормы можно сделать вывод, что Закон об НДС не ставит право перевозчиков на применение нулевой ставки налога в зависимость от:
— направления перевозки грузов в международном сообщении (за пределы или из-за пределов Украины);
— формы и валюты оплаты (наличный или безналичный расчет, в национальной или иностранной валюте, по бартеру).
При бартерной форме оплаты услуг по международным перевозкам (что бывает достаточно редко) ГНАУ на основании ст.11 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2001 год» требует до конца текущего года корректировать налоговый кредит по НДС перевозчика по понесенным им расходам. Однако, по большому счету, это требование безосновательно, поскольку такую корректировку законодательство требует проводить по экспортным операциям с товарами (работами, услугами), а в соответствии с нормами п.6.2 ст.6 Закона об НДС международные перевозки в целях взимания НДС рассматриваются не как экспортные операции, а как отдельный вид операций, по которым НДС взимается по нулевой ставке;
— «резидентства» перевозчика (резидент или нерезидент). ГНАУ, во-первых, освобождает нерезидента — международного перевозчика от НДС и, во-вторых, не требует от украинского заказчика начислять НДС как при импорте услуг при других обстоятельствах. В письме ГНАУ от 16.06.2000 г. № 8422/7/16-1321 «О применении нулевой ставки НДС при экспорте грузов за пределы таможенных границ Украины и осуществлении международных перевозок» указано, что НДС по импорту услуг не взимается, поскольку международные перевозки вплоть до внутренней таможни или после прохождения внутренней таможни проводятся за пределами таможенной территории Украины, а объектом обложения НДС согласно п.3.1 ст.3 Закона об НДС являются операции на таможенной территории Украины. Поэтому ГНАУ не рассматривает услуги перевозчиков-нерезидентов в международном сообщении в качестве объекта для обложения этим налогом;
— «резидентства» заказчика (резидент или нерезидент);
— наличия собственных транспортных средств на балансе перевозчика. Это требование искусственно создала ГНАУ в большинстве своих писем, но не во всех (!);
— привлечения на отдельных участках международной перевозки других перевозчиков или других транспортных средств (автомобильных, воздушных, железнодорожных, водных), то есть от смешанных перевозок. Таких ограничений также нет ни в разделе IV «Международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» Закона Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте», ни в Правилах осуществления транспортно-экспедиторской деятельности при перевозке внешнеторговых и транзитных грузов, утвержденных постановлением КМУ от 21.09.93 г. № 770.
Таким образом, согласно Закону об НДС право на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость должен иметь не только перевозчик, который непосредственно предоставляет транспортные услуги по международной перевозке пассажиров и грузов, но и то лицо, которое, по сути, является генеральным исполнителем (генеральным перевозчиком) международной перевозки, находит заказчика и привлекает на отдельных участках международной перевозки других перевозчиков или другие транспортные средства.
В этом случае главным для генерального перевозчика является наличие у него:
1. Собственной лицензии на право осуществления международных перевозок, выданной Министерством транспорта Украины.
Условием выдачи такой лицензии является наличие у лицензиата транспортного средства для осуществления международных перевозок, а также водителей соответствующей квалификации (об этом далее). При этом нет запрета на право применения нулевой ставки НДС в случае, если, например, автомобильная компания — генеральный исполнитель международной перевозки, имея лицензию, заключает с заказчиком договор на доставку груза в международном сообщении (например, Киев — Эдмонтон (Канада)) в одну сторону, в обе стороны или в обратном направлении. При этом именно генеральный перевозчик несет полную ответственность перед заказчиком за выполнение договора доставки, своевременность доставки, сохранность груза и др.
Для выполнения договора генеральный перевозчик загружает, например, в Киеве на собственные автомобили груз заказчика, который (груз) в Киеве же берут под таможенный контроль, транспортирует его в аэропорт или морской порт. Далее, на основании ранее заключенного соглашения с авиа- или морской компанией, перегружает груз на ее транспортные средства, которые доставляют его до таможенной границы Канады. Там груз передают тому же генеральному перевозчику (не следует удивляться этому, поскольку в Украине уже есть несколько компаний, транспортные средства которых следуют по дорогам других государств и, по сути, никогда не возвращаются в Украину) или другой автомобильной компании для доставки в Эдмонтон.
При этом генеральный перевозчик контролирует с помощью своего персонала и разных технических и электронных средств движение груза на всем пути следования, несет за это ответственность и передает груз в месте назначения заказчику или его представителю.
2. Правильно заключенного договора с заказчиком на международные перевозки.
Этот договор может иметь отдельные элементы транспортно-экспедиторского обслуживания или посредничества, что не является нарушением гражданского права, однако главные условия договора перевозки должны быть тщательно оформлены.
При этом генеральному перевозчику ни в коем случае нельзя заключать другие виды договоров, например, на транспортно-экспедиторское обслуживание или посреднические договоры на перепродажу услуг по перевозке, поскольку по ним действует другой, более жесткий, порядок обложения НДС!
3. Правильно составленного и подписанного заказчиком акта на фактическое выполнение международной перевозки и других первичных документов.
Это условие больше рассчитано на контролирующие органы, которые очень любят проверять наличие тех или иных документов. Из этого грамотный перевозчик может извлечь выгоду, предъявив контролирующим органам на документах, например, товарно-транспортных накладных, отметки таможни о принятии груза под таможенный контроль в пункте отправки (Киеве) и пересечении таможенной границы (например, в Борисполе или Одессе).
4. Правильного ведения налогового и бухгалтерского учета, который должен основываться на принципах учета производства.
То есть все покупки, в том числе услуги других перевозчиков, генеральный перевозчик должен учитывать в валовых расходах (в налоговом и бухгалтерском учете), а предоставленные заказчику услуги в полном объеме отражать в валовых доходах и в налоговых декларациях без вычета услуг других перевозчиков. Ни в коем случае нельзя вести учет по принципу отражения в учете и декларациях только размера вознаграждения (как у посредника) или разницы в ценах (как у экспедитора), поскольку это может привести к применению контролирующими органами при проверке другого режима налогообложения.
Рассмотрим международные автомобильные перевозки.
Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении предусматривают определенные требования как к водителям, осуществляющим международные перевозки (должны иметь свидетельство на право осуществления международных перевозок), так и к транспортным средствам, на которых осуществляются такие международные перевозки (наличие лицензионных карточек о допуске транспортного средства к международным перевозкам).
В соответствии с п.106 Устава автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Совета Министров Украинской ССР от 27.06.69 г. № 401, автомобильный транспорт общего пользования осуществляет перевозки грузов, пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта — железнодорожным, морским, речным и воздушным, организуя систему прямых смешанных сообщений: автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных, автомобильно-водно-железнодорожных, автомобильно-воздушных и др. Перевозка в прямом смешанном сообщении осуществляется по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования. Поэтому рекомендуем генеральному перевозчику оформлять документ на весь путь следования, например, ТТН или транспортную заявку. В этом документе следует указать все атрибуты и условия перевозки, отметки генерального перевозчика и его заказчика. Один экземпляр такого документа должен «сопровождать» все движение груза.
В заключение проинформируем, что вышеизложенное нашло свое подтверждение в отдельных письмах ГНАУ.
Array
Похожие записи
Рекламные услуги от нерезидента: налог на прибыль
13.07.2011
Продажа векселя третьему лицу
20.05.2002
Налоговая накладная на сумму авансового платежа за выполненные работы
23.05.2001