ПОСТАВКА ТОВАРОВ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЗОНУ
Предприятие (плательщик НДС и налога на прибыль на общих основаниях) планирует осуществить поставку товара предприятию, находящемуся на территории специальной экономической зоны «Азов» и пользующемуся преференциями по налогам.
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Будут ли действия предприятия-поставщика правомерными, если оно выпишет покупателю налоговую накладную с нулевой ставкой НДС?
Ответ на вопрос, какую ставку НДС следует применить в данном случае, необходимо знать в том числе и для того, чтобы правильно определить и указать код налоговой льготы1 при составлении формы № 1-ПП2, предоставление которой согласно п.2 Инструкции о порядке заполнения данной формы является обязательным для всех предприятий независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Такой отчет представляется в органы ГНС по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в сроки представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.
Согласно абзацу шестому п.11.12 ст.11 Закона об НДС3 на период функционирования специальных экономических зон (СЭЗ) «Азов» и «Донецк» налог на добавленную стоимость взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины от 24.12.98 г. № 356-XIV «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» (далее – Закон № 356). Согласно п.1 ст.12 Закона № 356 в специальных экономических зонах «Азов» и «Донецк» вводится режим специальной таможенной зоны. Временным порядком таможенного оформления товаров и других предметов, перемещаемых через границы территории специальной экономической зоны «Азов», утвержденным приказом ГТСУ от 22.08.2001 г. № 575 (далее – Порядок № 575), установлено, что режим специальной таможенной зоны – это обеспечение соблюдения государственными органами, предприятиями, организациями, должностными лицами, гражданами порядка перемещения товаров и других предметов на территорию или с территории СЭЗ «Азов» в соответствии с законодательством, действующим при пересечении таможенной границы Украины, с учетом льгот, установленных законодательными актами. Согласно п.2 ст.12 Закона № 356 такой режим предусматривает следующий порядок ввоза и вывоза товаров:
* при ввозе товаров и других предметов (кроме подакцизных товаров) из-за пределов таможенной территории Украины на территорию СЭЗ для использования в пределах этой зоны ввозная таможенная пошлина и НДС не взимаются (пп.«а» п.2 ст.12);
* при вывозе товаров и других предметов (кроме подакцизных товаров) с таможенной территории Украины на территорию СЭЗ вывозная таможенная пошлина не взимается, а НДС взимается по нулевой ставке (пп.«е» п.2 ст.12).
Из приведенных норм Закона № 356 не совсем ясно, кто же все-таки, по мнению законодателей, ввозит товар, а кто вывозит, и соответственно, имеет право на применение нулевой ставки по НДС. Ведь относительно субъекта предпринимательской деятельности (СПД), расположенного в СЭЗ, также как и относительно предприятия – продавца товара, также можно сказать, что каждый из них ввозит этот товар на территорию СЭЗ и одновременно вывозит его с таможенной территории Украины. Но не могут же они при этом одновременно вдвоем применять нулевую ставку по НДС, предусмотренную пп.«е» п.2 ст.12 Закона № 356?!
Для ответа на этот вопрос обратимся к Порядку № 6364, п.2.2 которого определено, что «таможенное оформление товаров и предметов, которые вывозятся с таможенной территории Украины на территорию СЭЗ «Азов» резидентом, осуществляется таможенным органом, в зоне деятельности которого расположен этот резидент». А поскольку п.1.1 этого же Порядка дано определение понятия «резидент» (физическое лицо, юридическое лицо, субъект предпринимательской деятельности, не имеющий статуса юридического лица (филиалы, представительства и тому подобное), созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Украины, с местонахождением на ее территории), то можно предположить, что предприятия, поставляющие товар на территорию СЭЗ «Азов», могут применять нулевую ставку НДС на основании пп.«е» п.2 ст.12 Закона № 356. Такой льготе соответствует код 14010243 Справочника льгот.
Однако если принять такое предположение, то СПД, находящийся на территории СЭЗ «Азов» и являющийся плательщиком НДС, при ввозе на территорию СЭЗ товаров обязан будет уплачивать «импортный» НДС по ставке 20% согласно пп.3.1.2 ст.3 Закона об НДС поскольку:
* во-первых, на такие операции распространяется законодательство, которое действует при пересечении таможенной границы Украины (п.1.5 Порядка № 575);
* во-вторых, ни сам Закон об НДС, ни Закон № 356 не содержат каких-либо дополнительных норм, предусматривающих освобождение СПД, находящихся на территории СЭЗ, от уплаты «импортного» НДС или установление нулевой ставки по таким операциям.
Такая ситуация противоречит как духу самого Закона № 356, так и всему принципу установления льготных режимов и правил налогообложения на территориях СЭЗ и поэтому является маловероятной. Кроме того, анализ норм Закона Украины от 13.10.92 г. № 2673-XII «Об общих условиях создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», Закона № 356 и Закона об НДС позволяет сделать вывод, что действие льготных режимов налогообложения установлено именно на территориях СЭЗ и пользоваться этими льготами могут только СПД, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на этих территориях. Это подтверждается и налоговым разъяснением, утвержденным приказом ГТСУ от 03.02.2003 г. № 70.
Таким образом, можно сделать вывод, что действие пп.«е» п.2 ст.12 Закона № 356 в части установления нулевой ставки НДС при вывозе на территорию СЭЗ «Азов» товаров или услуг распространяется именно на СПД, осуществляющих свою деятельность на территории этой зоны, а не на резидентов, которые экспортируют товары или услуги в СЭЗ.
Что касается пп.«а» п.2 ст.12 Закона № 356, то его действие как в части освобождения от уплаты НДС, так и относительно освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, также распространяется на СПД, осуществляющих свою деятельность на территории СЭЗ «Азов». Это означает, что на резидента, поставляющего товары на территорию СЭЗ из-за пределов таможенной территории Украины будет распространяться общее законодательство, регулирующее порядок налогообложения при импорте-экспорте. То есть такой резидент обязан будет уплатить «импортный» НДС и ввозную таможенную пошлину при таможенном оформлении ввозимого в Украину товара и затем уже осуществлять поставку товара в СЭЗ по правилам, регулирующим экспортные операции.
При этом резиденты, экспортирующие товары (услуги) в СЭЗ, имеют право на применение нулевой ставки НДС на основании пп.6.2.1 (6.2.2) ст.6 Закона об НДС5. В этом случае код льготы будет 14010115.
Здесь читатель может возразить, что предоставление СПД, находящимся в СЭЗ, условной грузовой таможенной декларации (в соответствии с п.2.8. Порядка № 636) и есть освобождением от уплаты «импортного» НДС при ввозе товаров (услуг) в СЭЗ, поскольку в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения ГТД6 при заполнении пятой колонки раздела 47 «Начисление пошлины и таможенных платежей» указывается код способа осуществления расчетов с бюджетом по таким платежам, который соответствует коду «06» Классификатора способов расчета и означает условное начисление платежа, то есть без его фактической уплаты. Действительно условная ГТД в соответствии с абзацем третьим п.1.1 Порядка № 636 является справочным документом, по которому осуществляется только учет товаров и предметов, перемещаемых через границы СЭЗ, в то время как обычная ГТД содержит также сведения и другую информацию, необходимую в том числе и для начисления налогов, сборов и других платежей. Более того, согласно п.2.10. Порядка № 636 заполнение условной ГТД предусмотрено в упрощенном порядке и графа 47 ГТД вообще не заполняется.
Однако, в данном случае уместно напомнить, что в соответствии с частью третьей ст.1 Закона Украины от 25.06.91 г. № 1251-XII «О системе налогообложения» ставки, механизм взимания налогов и соборов (обязательных платежей), за исключением особых видов пошлин, и льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении7. Кроме того, п.11.4 ст.11 Закона об НДС установлено, что изменения порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость могут осуществляться только внесением изменений в данный Закон.
Приведенные нормы Закона «О системе налогообложения» и Закона НДС означают, что установление нулевой ставки по НДС не может осуществляться на основании каких-либо других нормативных документов, в том числе и на основании Порядка № 636 (составления условной ГТД), кроме Закона об НДС!
В заключение хотелось бы обратить внимание читателя на следующие моменты.
1. В соответствии с п.4 ст.12 Закона № 356 правила налогообложения, установленные пунктом 2 этой статьи, в том числе и подпунктами «а» и «е», не применяются к товарообменным (бартерным) операциям.
2. Согласно подпунктам «а» и «е» п.2 ст.12. Закона № 356, а также п.11.36 ст.11 Закона об НДС льготы по НДС, установленные для плательщиков, которые находятся на территории свободных и других специальных зон, не распространяются на операции по продаже подакцизных товаров и товаров 1 – 24 групп Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, а также на операции по ввозу (пересылке) указанных товаров на таможенную территорию Украины.
Из этого следует, что при осуществлении бартерных операций и при ввозе указанных товаров на территорию СЭЗ СПД, расположенные на такой территории, обязаны будут уплачивать «импортный» НДС по ставке 20%, в то время как СПД, осуществляющие поставку таких товаров (применяющие бартерную форму расчетов), будут обязаны уплатить только вывозную пошлину, поскольку пп.6.2.1 ст.6 Закона об НДС, устанавливающий нулевую ставку при экспорте товаров, не содержит каких-либо ограничений.
Array
Похожие записи

РРО или расчетные книжки для туристического агентства
17.05.2001

ПЕРЕВОД РАБОТНИКА НА ДРУГОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
28.11.2006

ПЛАН-ГРАФИК ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
18.05.2011