ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЕСТРА НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ
Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное представление в налоговую инспекцию Реестра налоговых накладных, если предприятие своевременно представило декларацию по НДС и все необходимые приложения, а Реестр налоговых накладных — с двухдневным нарушением предельного срока?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Правомерно ли в данном случае применение штрафа в размере 510 грн. на основании ст.121 НКУ (пришло соответствующее уведомление-решение)?
Обязанность ведения Реестра и представления его в контролирующие органы «ежемесячно в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц)» на самом деле предусмотрена нормами п.201.15 ст.201 НКУ. И понятно, что это требование Налогового кодекса нужно неукоснительно выполнять. А если по какой-либо причине соответствующий срок был нарушен, то какой вид ответственности ожидает налогоплательщика?
Сразу отметим, что прямой нормы, устанавливающей ответственность за несвоевременное представление (непредставление) Реестра налоговых накладных ни НКУ, ни другим нормативным документом не предусмотрено. Соответственно, искать ответ на поставленный вопрос нужно среди так называемых общих законодательных норм и правил.
Довольно часто в подобной ситуации налоговики пытаются применить нормы п.120.1 ст.120 НКУ, который определяет ответственность за «непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов)». Размер штрафа при этом составляет 170 грн., при повторном нарушении — 1020 грн. Такая трактовка встречается, например, в письме ГНСУ от 26.09.2012 г. № 2602/0/61-12/18-8515.
Однако указанные действия проверяющих не соответствуют требованиям законодательства. Ведь штраф согласно ст.120 НКУ должен применяться за нарушения, допущенные по налоговым декларациям (расчетам). Реестры же ни декларациями, ни расчетами не являются. Это напрямую следует как из соответствующих определений НКУ, так и из других нормативных актов.
Во-первых, согласно п.46.1 ст.46 НКУ «налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) — документ, представляемый налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных настоящим Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога». На основании же Реестра налоговых накладных никакого начисления и/или уплаты налоговых обязательств не происходит, значит, и декларацией в понимании НКУ он не является.
Во-вторых, форма и порядок составления декларации по НДС утверждены Порядком № 678(1). Пунктом 10 этого Порядкаустановлены следующие формы НДС-отчетности: декларация по НДС (включая приложения), уточняющий расчет и расчет налоговых обязательств по услугам, полученным от нерезидента, а также копии реестров. А вот сама форма и порядок ведения реестров налоговых накладных установлены Порядком № 708(2), то есть не тем нормативным документом, которым утверждена сама декларация. Это опять же свидетельствует о том, что Реестр не является частью налоговой декларации по НДС.
Согласно п.1 раздела I Порядка № 708 «Реестр является формой для записи (регистрации) выданных и полученных налоговых накладных». То есть Реестр не является частью декларации по НДС, а только формой для записи налоговых накладных.
Итак, из приведенных выше аргументов однозначно следует, что поскольку Реестры не являются частью декларации по НДС (хотя и входят в состав обязательной отчетности в соответствии с п.10 Порядка № 678 и п.201.15 НКУ), то к ним неприменимы нормы ст.120 НКУ.
В последнее время получила распространение практика, когда за нарушение сроков представления Реестров налоговики пытаются применить нормы п.121.1 ст.121 НКУ: «Необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных статьей 44 настоящего Кодекса сроков их хранения и/или непредставление налогоплательщиком контролирующим органам оригиналов документов или их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — влекут за собой наложение штрафа в размере 510 гривен».
Однако, по мнению автора, данный вид ответственности к рассматриваемой ситуации также не имеет отношения, поскольку речь идет о таких видах нарушения, как:
– необеспечение сохранности определенных документов, что в данной ситуации не актуально в принципе, ведь говорится о несвоевременном представлении Реестра налоговых накладных, а не о нарушении сроков их хранения;
– непредставление оригиналов или копий документов при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных Кодексом.
И, несмотря на недостаточно четкую формулировку (что также может использоваться как аргумент в пользу налогоплательщика при применении нормы о «конфликте интересов»), логично предположить, что речь идет о ситуациях, когда налогоплательщиком нарушена процедура представления тех документов, которые запросили проверяющие (например, на основании п.73.3 ст.73 НКУ). Реестры же являются формой для записи выданных и полученных налоговых накладных, частью НДС-отчетности (не путать с частью декларации), а не документами, о которых сказано в ст.121 НКУ. То есть штраф в размере 510 грн., установленный этой нормой, в данной ситуации применяться не должен.
Сами налоговики на вопрос об ответственности за несвоевременное представление Реестра налоговых накладных отвечают в Общедоступном информацион¬но-справочном ресурсе ЗІР(3) (см. «Для справки»).
По мнению автора, это и есть объективный и соответствующий законодательству подход к ответственности за нарушение сроков представления Реестров налоговых накладных. То есть за такое нарушение может быть наложен только административный штраф, а не финансовые санкции согласно НКУ.
Array
Похожие записи
Филиалы: как составлять итоговые НН по РРО?
05.06.2017
Отменен ли взнос в Инновационный фонд в 2000 г. для предприятий коллективной формы собственности?
13.11.2000
Должна ли шахта уплачивать коммунальный сбор в случае, если ей предоставляется государственная поддержка?
08.05.2000