Отражение в налоговом учете расходы, связанные с приобретением, ремонтом и обслуживанием легкового автомобиля
Производственное предприятие в ноябре 2001 года приобрело легковой автомобиль. В январе 2002 года данный автомобиль отремонтировали и ввели в эксплуатацию. Каким образом в налоговом учете отразить расходы, связанные с приобретением, ремонтом и обслуживанием легкового автомобиля? Если автомобиль используется в производственных целях, можно ли в состав валовых расходов включать расходы на приобретение бензина, по оплате стоянки и парковки, на техническое обслуживание?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Поскольку данный вопрос состоит (условно) из нескольких частей, ответим последовательно на каждую из них.
Расходы, связанные с приобретением легкового автомобиля
В настоящее время данный вопрос однозначно урегулирован действующим законодательством. Расходы, связанные с приобретением легкового автомобиля, который будет использоваться в хозяйственной деятельности1 налогоплательщика, в соответствии с пп.8.2.1 ст.8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее — Закон о прибыли), в налоговом учете подлежат амортизации в составе объектов основных фондов (группа 2).
До 01.01.2002 г. для целей налогообложения действовали правила, согласно которым начисление амортизации объектов группы 2 производилось путем применения соответствующих норм, установленных п.8.6 ст.8 Закона о прибыли, к балансовой стоимости группы основных фондов. Формирование балансовой стоимости группы на начало отчетного периода осуществляется согласно пп.8.3.2 ст.8 Закона о прибыли.
То есть, начисление амортизации объектов основных фондов, приобретенных в течение квартала (независимо от того, приобретены они в первом, втором или третьем месяце квартала), производилось в составе стоимости группы со следующего отчетного периода.
С 01.01.2002 г. Налоговым разъяснением о применении абзаца третьего ст.7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2002 год» плательщиками налога на прибыль предприятий, утвержденным приказом ГНАУ от 13.02.2002 г. № 68 (далее — Налоговое разъяснение № 68), установлены другие правила для учета операций по приобретению основных фондов групп 2 и 32, но они будут распространяться на основные фонды, приобретенные после 01.01.2002 г.
Поскольку объект основных средств был приобретен предприятием в IV квартале 2001 г., то его стоимость будет учтена при формировании балансовой стоимости основных фондов группы 2 по состоянию на 01.01.2002 г. в обычном порядке. Его «налоговая» амортизация начнется с I квартала 2002 года (с учетом требований к формированию стоимости объектов основных фондов группы 2 и 3 на начало 2002 года, изложенных в Налоговом разъяснении № 68).
В отличие от налогового учета, начисление «бухгалтерской» амортизации объектов основных фондов в соответствии с п.29 ПБУ-73 будет производиться начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования. В рассматриваемом случае объект начали эксплуатировать с января 2002 года, следовательно, начисление амортизации в бухгалтерском учете необходимо производить начиная с февраля 2002 года.
Бухгалтерский учет операции по приобретению предприятием легкового автомобиля приведен в таблице 1.
Таблица 1. Учет расходов на приобретение легкового автомобиля
№ п/п | Содержание бухгалтерской записи | Бухгалтерский учет | ||
Дебет | Kредит | Сумма, грн. | ||
А | Б | В | Г | |
1 | Внесена плата за государственную регистрацию и другие расходы, связанные с приобретением легкового автомобиля | 377 | 311 | 200* |
*Сумма условная | ||||
2 | Отражена сумма платы за государственную регистрацию и другие расходы, связанные с приобретением легкового автомобиля | 152 | 377 | 200 |
3 | Начислен сбор на обязательное государственное пенсионное страхование при приобретении автомобиля (данная операция выполняется в том случае, если сбор уплачивается покупателем) (20000 грн. х 3% = 600 грн.) | 152 | 651 | 600 |
4 | Перечислен сбор на обязательное пенсионное страхование | 651 | 311 | 600 |
5 | Получен легковой автомобиль по акту приемки-передачи | 152 | 631 | 20000 |
6 | Отражена сумма налогового кредита по НДС | 641 | 631 | 4000 |
7 | Оплачен счет поставщика за приобретенный легковой автомобиль | 631 | 311 | 24000 |
8 | Введен в эксплуатацию приобретенный объект основных средств | 105 | 152 | 20800 |
9 | Начислена амортизация легкового автомобиля (проводка выполняется ежемесячно в течение срока полезного использования объекта) | 23, 92 | 131 | сумма аморти-зационных отчислений |
Ремонты и улучшения легкового автомобиля
Для отражения в налоговом учете расходов, связанных с ремонтом легковых автомобилей, нет принципиальной разницы: собственный это автомобиль, находящийся на балансе предприятия, или арендованный (если, конечно, в договоре аренды легкового автомобиля четко указано, что его ремонт осуществляется арендатором за свой счет).
Правила отражения в налоговом учете расходов, связанных с осуществлением любых видов ремонтов и улучшений основных средств, определены в п.8.7 ст.8 Закона о прибыли. Согласно этому пункту налогоплательщики имеют право в течение отчетного периода отнести к составу валовых расходов какие-либо расходы, связанные с улучшением основных фондов, в сумме, не превышающей 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года. Причем для расчета 5% лимита учитываются только собственные основные средства, находившиеся на учете у налогоплательщика по состоянию на 1 января текущего года. При последующем же отражении ремонтов не имеет значения, какое основное средство ремонтируется: собственное или арендованное. Если на момент осуществления ремонта 5% лимит еще не исчерпан, то сумма, израсходованная на ремонт (не превышающая эти 5%), будет включена в состав валовых расходов налогоплательщика. Расходы, которые превышают сумму 5% лимита до 01.01.2002 г. относились на увеличение балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов и подлежали амортизации по общим правилам.
С 01.01.2002 г. ситуация, очевидно, изменится. Согласно Налоговому разъяснению № 68 в 2002 году учет основных фондов групп 2 и 3 будет вестись пообъектно. Это, в свою очередь, повлечет необходимость увеличения стоимости ремонтируемого объекта на стоимость проведенного ремонта, превышающую 5% лимит, а не увеличения балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов.
В бухгалтерском учете расходы, связанные с осуществлением ремонтов, обеспечивающих поддержание объектов в рабочем состоянии, включаются в состав расходов текущего периода в полном объеме.
Бухгалтерский учет операции по осуществлению ремонта легкового автомобиля приведен в таблице 2. Примем условно, что предприятие на момент осуществления ремонта имеет возможность отнести в налоговом учете к составу валовых расходов сумму 5% лимита в размере 150 грн.
Таблица 2. Учет расходов на ремонт легкового автомобиля
№ п/п | Содержание бухгалтерской записи | Бухгалтерский учет | ||
Дебет | Kредит | Сумма, грн. | ||
А | Б | В | Г | |
1 | Списаны материалы и запасные части, использованные на ремонт легкового автомобиля | 233* | 201, 207 | 200** |
*Инструкцией № 29114 не предусмотрен конкретный счет для учета расходов на осуществление ремонтов. В то же время, ведение такого “собирательного ремонтного” счета целесообразно с точки зрения налогового учета (для контроля 5% лимита). Субсчет 233 счета 23 выбран в нашем случае произвольно. **В том случае, если при приобретении данных материалов и запасных частей их стоимость была отнесена к составу валовых расходов, то при осуществлении пересчета товарно-материальных ценностей на конец отчетного периода (п.5.9 ст.5 Закона о прибыли) их стоимость необходимо исключить из остатков на начало отчетного периода | ||||
2 | Отражены услуги сторонних организаций, связанные с ремонтом автомобиля | 233 | 377 | 500 |
3 | Отражена сумма налогового кредита в составе стоимости предоставленных предприятию услуг | 641 | 377 | 100 |
4 | Начислена заработная плата работникам, которые были заняты ремонтными работами (с учетом начислений) | 233 | 661, 65 | 300 |
5 | Отнесены к составу расходов отчетного периода расходы, связанные с ремонтом легкового автомобиля | 92 | 233 | 1000 |
Расходы на горючесмазочные материалы, стоянку, парковку и техническое обслуживание легковых автомобилей
К сожалению, несмотря на то что автомобиль будет использоваться в хозяйственной деятельности налогоплательщика, из-за ограничений, установленных пп.5.4.10 ст.5 Закона о прибыли, предприятие не сможет относить к составу валовых расходов расходы на горючесмазочные материалы, стоянку и парковку легковых автомобилей.
В то же время необходимо отметить, что на сегодняшний день в перечень вышеуказанных ограничений не входят расходы, связанные с техническим обслуживанием легковых автомобилей. Следовательно, расходы на проведение мероприятий по техническому обслуживанию легковых автомобилей, подтвержденные соответствующими первичными документами, могут быть в обычном порядке отнесены к составу валовых расходов налогоплательщика.
Перечень мероприятий, относящихся к техническому обслуживанию автотранспортных средств, изложен в Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденном приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102.
Таблица 3. Учет горючесмазочных материалов для легкового автомобиля
№ п/п | Содержание бухгалтерской записи | Бухгалтерский учет | ||
Дебет | Kредит | Сумма, грн. | ||
А | Б | В | Г | |
1 | Приобретен бензин для легкового автомобиля | 203 | 631 | 600* |
*Поскольку стоимость бензина, используемого для заправки легкового автомобиля, не относится к составу валовых расходов налогоплательщика, то предприятие не имеет права отнести к составу налогового кредита сумму налога на добавленную стоимость, уплаченного при его приобретении | ||||
2 | Отнесена к составу расходов отчетного периода стоимость бензина, использованного на заправку легкового автомобиля (согласно нормам расхода горючесмазочных материалов) | 23, 92 | 203 | 200 |
Array
Похожие записи

ЗАРПЛАТА ИНВАЛИДОВ И ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ
23.04.2006

Неприбыльная организация (признак 0006) получила по договору дарения от физического лица дом
03.04.2002

РАСЧЕТЫ С ИНОСТРАНЦАМИ
27.10.2004