ОПЛАТА ТРУДА: МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ЗА КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД
Согласно ст.3 Закона об оплате труда1минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ).
Какой должна быть минимальная заработная плата работников, имеющих квалификацию, с учетом норм ст.5—6 Закона об оплате труда и ст.95—97 КЗоТ2? Какая предусмотрена ответственность за нарушение указанных законодательных норм?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Ответ на данный вопрос является в некотором смысле условным. Ведь, кроме КЗоТ, Закона об оплате труда и трудового договора с конкретным работником в решении вопроса об оплате его труда важное регулирующее значение имеют генеральное соглашение на государственном уровне, отраслевые, региональные соглашения, разработанные на его базе, а также коллективный договор, заключенный на конкретном предприятии. Генеральное соглашение на 2010 год пока что не обнародовано, поэтому последним из соглашений государственного уровня следует считать Генеральное соглашение между КМУ, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008—2009 годы от 15.04.2008 г. А в пункте 2.8 названного документа указано, что на период до установления минимальной зарплаты на уровне прожиточного минимума для трудоспособного лица до 01.01.2009 г. минимальная тарифная ставка работника 1-го разряда в производственной сфере (кроме бюджетных учреждений) должна быть установлена в размере 120% минимальной зарплаты, а после такого достижения — выше размера прожиточного минимума.
Учитывая отсутствие Генерального соглашения на 2010 год, в случае если нормами отраслевого, регионального соглашения и/или коллективного договора ничего иного не предусмотрено, минимальная заработная плата работника 1-го разряда в производственной сфере, по мнению автора, с 1 января 2010 года должна превышать установленный законом прожиточный минимум для трудоспособного лица.Размер такого превышения законом не установлен, то есть на данный момент (по крайней мере, до вступления в силу нового Генерального соглашения) может быть произвольным, например 1 грн.3
Что касается оплаты труда работников, имеющих более высокую квалификацию, чем 1-й разряд, здесь уже все зависит от установленных межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов), то есть, проще говоря, коэффициентов, которые применяются к установленной на предприятии тарифной ставке работника 1-го разряда. Впрочем, размер этих коэффициентов для коммерческих структур законодательством не предусмотрен, он отнесен к сфере договорного регулирования (ст.14 Закона об оплате труда). И получается, что за установление в коммерческой структуре коэффициента 1 к последующим разрядам (когда труд работников различной квалификации оплачивается одинаково) формально ответственность законодательством не предусмотрена (хотя, безусловно, такой подход идет вразрез с общими принципами, на которых должна строиться система оплаты труда).
Выплата заработной платы ниже установленного уровня является нарушением законодательства об оплате труда, виновные в таком нарушении лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности (ст.36 Закона об оплате труда).Дисциплинарная ответственностьпредусмотрена ст.18 Закона о колдоговорах4, ст.147 КЗоТ (выговор или увольнение). В случае увольнения оно должно проводиться на основании ст.40, 41 или 45 КЗоТ, в зависимости от конкретных оснований увольнения (несоответствие занимаемой должности, систематическое невыполнение обязанностей без уважительных причин, одноразовое грубое нарушение трудовых обязанностей, виновные действия руководителя по несвоевременной либо неполной выплате зарплаты, нарушение законодательства о труде).Материальная ответственность будет состоять в возмещении виновным должностным лицом своему предприятию причиненного ему фактического ущерба (разумеется, если данный вопрос будет инициирован предприятием). Размер такого возмещения не может быть больше среднемесячного заработка (ст.132, 133 КЗоТ), кроме случаев полной материальной ответственности (ст.134 КЗоТ). Хотя основания для полной ответственности, в зависимости от обстоятельств нарушения законодательства об оплате труда теоретически здесь также могут быть (п.3 части первой ст.134 КЗоТ — ущерб причинен действиями работника, имеющими признаки уголовно наказуемых деяний), все же в большинстве случаев речь будет идти именно об ограниченной материальной ответственности. Под фактическим ущербом в данной ситуации следует понимать не суммы недоплаты заработной платы, если она выплачивалась в меньшем размере, чем следует (поскольку их предприятие в любом случае должно было выплачивать при правильном ведении дел). Ущербом будут дополнительные компенсации работникам за задержку выплаты соответствующих сумм зарплаты, судебные расходы (если они есть) и прочие подобные затраты.Административная ответственность за нарушения в сфере оплаты труда предусмотрена ст.18 Закона о колдоговорах(соотносится со ст.412 КоАП5 — нарушение или невыполнение коллективного договора) и частью первой ст.41 КоАП — нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, выплата ее не в полном объеме, а также иные нарушения требований законодательства о труде. Санкция первой статьи КоАП из названных предусматривает наложение штрафа на должностное лицо предприятия в размере от 50 до 100 ннмдг (850—1700 грн.), а второй — штрафа в размере от 30 до 100 ннмдг (510—1700 грн.).Уголовная ответственность в данной ситуации может рассматриваться через призму ст.172 (грубое нарушение законодательства о труде), ст.175 (невыплата заработной платы), ст.364 (злоупотребление властью или служебным положением) либо ст.367 УКУ6 (служебная небрежность, более знакомая широкому кругу читателей по советскому термину «халатность»). Конечно же, говорить о реальности перспектив привлечения должностного лица к уголовной ответственности за нарушение законодательства об оплате труда можно лишь исходя из конкретных обстоятельств дела.
Array
Похожие записи
Регистраторы расчетных операций (PPO)
31.10.2001
Отпуск наемному работнику — совмес-тителю
28.08.2002
Деление отпуска работника на части
10.05.2001