ОФОРМЛЕНИЕ АКТА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ
Предприятию предоставлялись информационно-консультационные услуги частным предпринимателем (не плательщиком НДС). Документами, подтверждающими предоставленные услуги, является договор и акты выполненных работ. Акты закрывались каждый месяц в течение
6 месяцев и в них указывалась только сумма выполненных работ. Но работники налоговых органов требуют расшифровку таких работ. Как должны выглядеть такие расшифровки?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Из вопроса усматривается, что плательщик, получавший информационно-консультационные услуги, находится на общей системе налогообложения и включал их стоимость в состав валовых расходов, а предприниматель, который предоставлял услуги, находится на упрощенной системе налогообложения (иначе интерес именно органов государственной налоговой службы к операциям с таким частным предпринимателем вызывает вопрос). Если это так, то требования представителей органов государственной налоговой службы связанные с их намерениями установить связь расходов на указанные информационно-консультационные услуги с хозяйственной деятельностью плательщика (точнее их необходимость в силу п.1.32 ст.1, ст.4 и ст.5 Закона о прибыли для комплексного процесса хозяйственной деятельности, который в итоге направлен на получение дохода).
Дело состоит в желании государства противодействовать широко известной практике конвертационных операций по переводу безналичных денежных средств в наличные с их дальнейшим незаконным использованием и в попытках недобросовестных плательщиков посредством таких операций уклониться от уплаты налогов путем безосновательного завышения валовых расходов предприятия. Но в борьбе с этими, безусловно, незаконными явлениями налоговая часто вместе с водой выплескивает и ребенка, то есть незаконно не признает отнесения к валовым расходам и тех услуг (в частности информационно-консультационных), которые действительно необходимы предприятию в процессе его деятельности — маркетинговые исследования рынка товаров, работ, услуг, производимых предприятием; учебные семинары для работников; разработку инвестиционных проектов; налоговый, юридический, экологический консалтинг; проведение поиска и привлечение новых клиентов и др.
Относительно этой ситуации существуют две распространенные юридические позиции. Согласно первой, с формально-юридической точки зрения ревизоры-инспекторы ГНИ в таких ситуациях чаще всего нарушают закон, поскольку вмешиваются в компетенцию договорных сторон — последним лучше знать, как фиксировать свои взаимоотношения, то есть как именно составлять акты выполненных работ (предоставленных услуг), которые традиционно и признаются фиксатором передачи результатов работ или услуг (хотя это может быть и другой документ — например, направленный заказчику инвестиционный проект, разработка которого предусмотрена договором; отчет по любому вопросу и др.). Кроме того, Закон о прибыли (в частности ст.11) ограничивается общим принципом «передачи результатов работ или услуг», то есть не устанавливает каких-либо жестких требований к форме акта выполненных работ (предоставленных услуг) или другого документа.
После 01.09.2005 г. со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАС), по которому рассматриваются налоговые споры, эта позиция получила дополнительный действенный аргумент — в соответствии со ст.71 КАС установлена презумпция неправомерности решения органа власти (то есть и уведомление-решение ГНИ), который сейчас должен доводить свою правоту, иначе его решение будет отменено судом. То есть презумпция вины плательщика, которая существовала до сих пор, и соответственно возложение на плательщика обязанности доведения связи расходов с хозяйственной деятельностью сегодня заменено на прямо противоположные правовые нормы.
Вторая позиция, соглашаясь с отсутствием требований к форме акта или другого документа, указывает на то, что предоставленные законом ГНИ права предусматривают распространение ее компетенции на определение правильности формирования плательщиком валовых расходов, а следовательно связь таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика при наличии сомнений у ревизора необходимо должным образом обосновать. Что касается требований ст.71 КАС, то следует отметить, что отсутствие связи расходов с хозяйственной деятельностью довести невозможно — доводить можно наличие чего-либо, а отсутствие имеет презумпцию, пока не установлено иное.
Не прибегая к теоретическим дискуссиям по этому поводу отметим, что плательщикам, не желающим вступать в юридические конфликты с ГНИ, стоит более тщательно подходить к фиксированию результатов таких услуг, в частности, при составлении актов указывать в них более подробное описание предоставленных информационных услуг, например, «предоставлены консультации по таким вопросам...», «проведено исследование рынка прохладительных напитков на территории... и предоставлены следующие предложения по продвижению на указанный рынок товаров заказчика...», «проведен учебный семинар по составлению годовой отчетности АО в Комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку Украины» и др. При этом стоит отметить, что законом не предусмотрен перечень обязательных документов для обоснования отнесения информационно-консультационных услуг к валовым расходам. Однако если в законе или договоре будет идти речь об обязанности заказчика передать исполнителю какие-либо материалы, то понятно, что для обеспечения четкой защиты позиции предприятия должна существовать возможность предъявить их во время проверки либо во время апелляционного или судебного рассмотрения дела. Например, исполнитель согласно договору обязан разработать, оформить и передать заказчику в письменном виде исследования относительно установленных на территории определенных стран санитарных и экологических требований к производимым плательщиком товарам — понятно, что соответствующий отчет или его копия должен быть в наличии при проверке. В случае если речь идет о смежной ситуации — о договоре поручения на предоставление юридических услуг, поверенному целесообразно отчитываться о выполнении поручения в произвольной форме с описанием конкретных юридических действий (участие в собраниях акционеров, разработка проекта договора между предприятием и таким-то контрагентом, представительство предприятия в суде по такому-то делу, визирование таких-то документов и др.) и периода их осуществления.
Array
Похожие записи

Санкция в виде начисления пени за несвоевременное поступление в Украину валютной выручки для резидентов-экспортеров
15.05.2002

НДФЛ: ПОДАРОК ОТ ПРОФСОЮЗА
11.06.2012

ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
28.07.2004