ОБМЕН АВТОМОБИЛЯМИ С ДОПЛАТОЙ
Организация в декабре 2003 года приобрела легковой автомобиль. В том же месяце он был взят на учет в качестве основных фондов и передан в безвозмездное пользование другой организации. Амортизация не начислялась ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. После аварии есть возможность через автосалон взамен этого автомобиля приобрести новый с доплатой, взяв кредит в банке. Как правильно это отразить в бухгалтерском и налоговом учете? Имеет ли здесь место продажа старого и покупка нового объекта основных фондов или это возможно назвать по-другому (например, мена)? Какие налоги придется уплатить в такой ситуации?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Из вопроса следует, что подержанный автомобиль (после аварии) обменивается на новый с доплатой. Это значит, что мы имеем дело с бартером основных фондов с частичной доплатой.
УМЕНЬШЕНИЕ БАЛАНСОВОЙ СТОИМОСТИ ГРУППЫ, ВАЛОВОЙ ДОХОД. В учете налога на прибыль данная операция отражается согласно ст.8 Закона о прибыли1. Учитывая, что автомобиль относится к группе 2 основных фондов, то при выбытии старого автомобиля следует руководствоваться пп.8.4.4 ст.8 Закона о прибыли. В соответствии с ним в случае вывода из эксплуатации основных фондов групп 2, 3 и 4 в связи с их продажей балансовая стоимость группы уменьшается на сумму стоимости продажи таких основных фондов (стоимости продукции, работ, услуг, полученных плательщиком налога в рамках бартерных операций). И только если стоимость выведенных основных фондов равна или превышает балансовую стоимость соответствующей группы, то ее балансовая стоимость приравнивается к нулю, а сумма превышения включается в состав валовых доходов плательщика налога соответствующего периода. Означает ли это, что балансовую стоимость группы 2 необходимо уменьшать на всю стоимость нового автомобиля? По мнению автора, нет. Причина тому доплата, которая свидетельствует о неравноценном обмене. На сумму доплаты, необходимо уменьшить стоимость нового автомобиля и уже на разницу уменьшить балансовую стоимость группы 2 (если такая разница превышает балансовую стоимость группы, валовой доход возникает на сумму превышения).
В какой момент уменьшается балансовая стоимость группы 2 и когда необходимо отразить валовой доход? Дата уменьшения балансовой стоимости группы соответствует дате вывода из эксплуатации в связи с продажей (пп.8.4.4 ст.8 Закона о прибыли). В этот же момент предприятие отражает валовой доход в сумме превышения полученного по бартеру нового автомобиля (за минусом доплаты) над балансовой стоимостью группы 2.
УВЕЛИЧЕНИЕ БАЛАНСОВОЙ СТОИМОСТИ ГРУППЫ. Этот вопрос регулируется пп.8.4.1 ст.8 Закона о прибыли, согласно которому в случае осуществления расходов на приобретение основных фондов балансовая стоимость соответствующей группы увеличивается на сумму стоимости их приобретения, с учетом транспортных и страховых платежей, а также других расходов, понесенных в связи с таким приобретением. При этом не учитывается НДС в стоимости приобретенного (конечно, если предприятие зарегистрировано плательщиком НДС). Таким образом, в нашем случае группа 2 увеличится на стоимость переданного автомобиля с учетом доплаты, то есть фактически на стоимость полученного нового автомобиля. Правда, такое увеличение балансовой стоимости отражается только после получения нового автомобиля, то есть фактически амортизировать его в составе группы начинаем с квартала, следующего после квартала его оприходования (письмо ГНАУ от 21.04.2003 г. № 3859/6/15-11162).
НДС. В момент поставки старого автомобиля у предприятия возникают налоговые обязательства по НДС. При этом, руководствуясь п.4.2 ст.4 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость», налоговые обязательства необходимо отразить исходя из фактической стоимости автомобиля, но не ниже его обычной цены. В рассматриваемом случае обычной ценой, по всей видимости, следует считать оценочную (экспертную) стоимость аварийного автомобиля. В момент получения нового автомобиля (если он подлежит амортизации) предприятие получает право на налоговый кредит. Однако если частичная доплата предшествует получению автомобиля, то налоговый кредит отражается в момент осуществления такой оплаты и исходя из ее размера (конечно же, право на налоговый кредит должно подтверждаться налоговой накладной).
ПРОЦЕНТЫ ПО КРЕДИТУ. Проценты за пользование кредитом банка, который взят под покупку автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, включаются в состав валовых расходов на основании пп.5.5.1 ст.5 Закона о прибыли. Напомним, он предусматривает, что в состав валовых расходов относятся любые расходы, связанные с выплатой или начислением процентов по долговым обязательствам (в том числе по любым кредитам, депозитам) в течение отчетного периода, если такие выплаты или начисления осуществляются в связи с ведением хозяйственной деятельности плательщика налога.
В настоящее время с тем, что такие проценты включаются в состав валовых расходов, а не увеличивают балансовую стоимость приобретенных основных фондов, соглашаются и налоговые органы. Примером этого может служить письмо ГНАУ от 21.10.2002 г. № 8208/5/15-21163, посвященное процентам по товарному кредиту.
ПЕНСИОННЫЙ СБОР. Особенность пенсионного сбора заключается в том, что он уплачивается с любого отчуждения легкового автомобиля, а не только по договорам его купли-продажи. Так, согласно п.12 Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденного постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740, плательщиками пенсионного сбора с операций по отчуждению легковых автомобилей являются, в частности, те предприятия, учреждения и организации, которые приобретают право собственности на легковые автомобили путем мены. Таким образом, при обмене старого автомобиля на новый предприятию снова придется уплатить пенсионный сбор. Сбор уплачивается в размере 3% стоимости нового легкового автомобиля.
Как отражается сумма сбора в налоговом учете? В письме от 21.01.99 г. № 465/5/15-1116 ГНАУ считает, что все капитальные затраты, в том числе и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, уплаченный в связи с приобретением автомобилей для собственных хозяйственных нужд, подлежат амортизации (то есть уплату сбора рассматривают как затраты, понесенные в связи с приобретением основных фондов). Однако с такой позицией не соглашается Комитет ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности. В своем письме от 15.12.2000 г. № 06-10/7114 Комитет справедливо указывает, что следует отличать операции, связанные с приобретением легковых автомобилей, затраты по которым возмещаются путем начисления амортизации, от взимания пенсионного сбора: уплата этого сбора к таким затратам не имеет никакого отношения. При этом делается вывод, что пенсионный сбор в размере 3% стоимости легкового автомобиля на общих основаниях включается в состав валовых расходов предприятия.
Действительно, для включения в состав валовых расходов сумм уплаченного пенсионного сбора есть все основания: согласно пп.5.2.5 ст.5 Закона о прибыли в состав валовых расходов включаются суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложения» в редакции Закона от 18.02.97 г. № 77/97-ВР, за некоторыми исключениями, которые на пенсионный сбор не распространяются.
ЕДИНЫЙ НАЛОГ. Согласно ст.1 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99 субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения по единому налогу, не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию, кроме наличного и безналичного расчетов денежными средствами. Учитывая, что речь идет только об отгруженной продукции, есть определенные основания делать выводы о том, что ограничение не распространяется на операции по продаже основных фондов по бартеру. Однако в таком случае продажа основных фондов пройдет мимо выручки, которая, напомним, определяется по полученным денежным средствам. Именно поэтому налоговые органы более широко трактуют ограничение, распространяя его и на операции по продаже товаров, работ, услуг, основных фондов. Поэтому в случае, если предприятие является плательщиком единого налога, осуществлять обмен старого автомобиля на новый, автор не рекомендует. Плательщику единого налога целесообразнее заключить два договора купли-продажи, по которым продается старый автомобиль и приобретается новый. В этом случае необходимо помнить о том, что единый налог уплачивается с разницы между суммой, полученной от реализации старого автомобиля, и его остаточной стоимостью.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. При обмене основными средствами с частичной доплатой осуществляется обмен неподобными объектами. Такие выводы следуют из определения подобных объектов, приведенного в ПБУ-75. Так, подобными объектами могут считаться объекты, которые соответствуют одновременно двум критериям: имеют одинаковое функциональное назначение и одинаковую справедливую стоимость. Поскольку при бартере с доплатой справедливая стоимость разная априори, то речь может идти только о неподобных объектах.
При обмене на неподобный объект с доплатой первоначальная стоимость приобретенного объекта определяется как справедливая стоимость переданного объекта, увеличенная на сумму денежных средств или их эквивалентов, которая была передана при обмене (п.13 ПБУ-7). Таким образом, в данной ситуации новый автомобиль будет оприходован исходя из справедливой стоимости старого автомобиля и суммы доплаты (при действительно «справедливом» обмене автомобилей с доплатой первоначальная стоимость может быть принята на уровне стоимости бартерного договора).
В свою очередь, доход предприятие определит по справедливой стоимости нового автомобиля, полученного в результате обмена, уменьшенной на сумму доплаты (п.23 ПБУ-156).
Пример. Предприятие приобретает автомобиль стоимостью 48000 грн. (в том числе НДС — 8000 грн.) и передает его в безвозмездное пользование другому предприятию. Амортизация на автомобиль в налоговом и бухгалтерском учете не начислялась. Впоследствии договор безвозмездного пользования расторгается. Предприятие обменивает этот автомобиль на новый стоимостью 48000 грн. (в том числе НДС — 8000 грн.) с доплатой 18000 грн. Справедливая стоимость переданного автомобиля — 30000 грн., нового автомобиля — 48000 грн. Балансовая стоимость группы 2 составляет 50000 грн. (см. таблицу).
Таблица. Отражение в учете операций по приобретению (обмену) автомобилей
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |||
Дебет | Kредит | Сумма, грн. | Валовой доход | Валовые расходы | ||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | Уплачен пенсионный сбор при приобретении нового легкового автомобиля | 377 | 311 | 1200* | — | 1200 |
*Согласно письму ПФУ от 02.07.2002 г. № 04/3713 сбор со стоимости легкового автомобиля уплачивается без учета НДС | ||||||
2 | Отнесена сумма пенсионного сбора на увеличение первоначальной стоимости автомобиля** | 15 | 377 | 1200 | — | — |
**Согласно п.8 ПБУ-7 в первоначальную стоимость основных средств, в частности, включаются регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств | ||||||
3 | Передан по договору автомобиль, бывший в пользовании. Осуществлена доплата по договору | 361 361 | 742 311 | 30000 18000 | Балансовая стоимость группы 2 уменьшается на 25000 грн.*** | — |
***Стоимость нового автомобиля без НДС за минусом доплаты без НДС: (48000 грн. - 8000 грн.) - (18000 грн. - 3000 грн.) | ||||||
4 | Отражены налоговые обязательства по НДС | 742 | 641 | 5000 | — | — |
5 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 3000 | — | — |
6 | Списана на расходы балансовая стоимость автомобиля | 972 | 10 | 40000 | — | — |
7 | Отражен финансовый результат от продажи автомобиля | 742 793 | 793 972 | 25000 40000 | — | — |
8 | Получен новый автомобиль | 15 | 631 | 40000 | — | Увеличена балансовая стоимость группы 2 на 40000 грн.**** |
****Стоимость старого автомобиля без НДС с учетом доплаты без НДС: (30000 грн. - 5000 грн.) + (18000 грн. - 3000 грн.) | ||||||
9 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 5000 | — | — |
10 | Отражена сумма налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 3000 | — | — |
11 | Осуществлен зачет задолженностей | 631 | 361 | 48000 | — | — |
12 | Введен в эксплуатацию новый автомобиль | 10 | 15 | 41200 | — | — |
Array
Похожие записи

Порядок зачисления выручки резидентов в иностранной валюте
06.11.2002

ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ПОЭТАПНАЯ ОПЛАТА ПРОСТОГО ВЕКСЕЛЯ
21.06.2019

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДИВИДЕНТЫ
28.07.2004