Налогообложение доходов физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности
Как изменится налогообложение доходов физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, уплачивающих единый налог, в связи со вступлением в силу с 01.01.2004 г. Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц»?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Вопрос о налогообложении выплат гражданам-предпринимателям, работающим по упрощенной системе налогообложения, затрагивает интересы не только этой группы плательщиков, но и всех юридических и физических лиц, которые выплачивают им доходы. Вместе с тем в Законе № 8891 содержатся несколько норм, которые регламентируют особенности налогообложения доходов физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности и в определенной мере противоречат друг другу.
С одной стороны, согласно пп.9.12.1 ст.9 Закона № 889 налогообложение доходов, полученных физическим лицом от продажи им товаров (предоставления услуг, выполнения работ) в рамках его предпринимательской деятельности без создания юридического лица, осуществляется по правилам, установленным специальным законодательством по этим вопросам с учетом норм данного пункта. Последняя оговорка означает, что иные (не связанные с предпринимательской деятельностью) доходы такого физического лица облагаются налогом в обычном порядке. В случае же наличия наемных работников или физических лиц, состоящих с таким физическим лицом в гражданско-правовых отношениях, такое физическое лицо выступает по отношению к ним налоговым агентом.
Под специальным законодательством в данном случае применительно к гражданам-предпринимателям, работающим по обычной системе налогообложения, понимаются нормы раздела IV Декрета КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» и Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГНАУ от 16.07.2003 г. № 3522. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, таким законодательным актом является Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции Указа Президента Украины от 28.07.99 г. № 746/99 (далее — Указ № 746), согласно ст.6 которого плательщики единого налога не являются плательщиками налога на доходы физических лиц. То есть после 01.01.2004 г. порядок налогообложения доходов предпринимателей, работающих с уплатой единого налога, не изменяется.
Дополнительным аргументом в пользу данного вывода является и пп.4.3.25 ст.4 Закона № 889, согласно которому в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода не включается доход (прибыль), полученный самозанятым лицом от осуществления им предпринимательской или независимой профессиональной деятельности, если такое лицо избрало специальную (упрощенную) систему налогообложения такого дохода (прибыли) в соответствии с законом. Единственный момент в этой норме, вызывающий некоторые опасения, — это ссылка на закон, тогда как упрощенная система в настоящее время регламентируется Указом Президента. Но неразрешимого противоречия здесь нет, поскольку сама возможность применения упрощенной системы предусмотрена Законом № 20633, то есть формально требования указанного подпункта 4.3.25 выполняются.
С другой стороны, согласно определению понятия наемное лицо (п.1.8 ст.1 Закона № 889) физическое лицо, которое зарегистрировалось в качестве субъекта предпринимательской деятельности и предоставляет услуги другому лицу (выполняет работы в его пользу) в пределах гражданско-правового договора, приравнивается к наемному лицу с соответствующим налогообложением полученных им доходов как заработной платы, если:
— предоставление таких услуг (выполнение работ) согласно договору осуществляется на постоянной и регулярной основе в течение более одного месячного налогового периода и/или
— заказчик таких услуг (работ) получает все виды выгод и вознаграждений и несет все связанные с этим риски.
Если эту норму понимать фискально, то она должна распространяться на всех граждан-предпринимателей, а следовательно, и доходы, выплачиваемые таким физическим лицам по договорам о предоставлении услуг или выполнении работ на постоянной и регулярной4 основе, должны облагаться налогом на доходы физических лиц у источника выплаты как заработная плата.
Вместе с тем эта норма, по мнению автора, не применима для плательщиков единого налога по двум причинам. Во-первых, она противоречит процитированному выше пп.9.12.1 ст.9 Закона № 889, поскольку ст.6 Указа № 746 не предполагает никаких исключений для доходов по договорам, длящимся более одного месяца, а во-вторых, если бы она распространялась на граждан-предпринимателей, уплачивающих единый налог, то в пп.4.3.25 ст.4 Закона № 889 было бы указано, что этот подпункт применяется с учетом п.1.8. Поэтому приоритетной является все же специальная норма пп.4.3.25.
Еще одна проблема связана с тем, что после внесения изменений в Инструкцию о подоходном налоге с граждан, которые вступают в силу с 01.01.2004 г., из нее будет исключен абзац третий пп.14.1.1, согласно которому в целях устранения фактов двойного налогообложения по месту выплаты доходов не удерживается налог с граждан, которые являются субъектами предпринимательства и подтвердили это оригиналом свидетельства о государственной регистрации и свидетельством об уплате единого налога. Кроме того, исключение этого абзаца не должно повлиять на налогообложение предпринимательских доходов плательщиков единого налога, поскольку норма о невключении их в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход прямо предусмотрена в пп.4.3.25 ст.4 Закона № 889. Следует отметить, что такая норма в тексте Декрета № 13-92 вообще отсутствовала.
Таким образом, после 01.01.2004 г. в действующем законодательстве уже не будет требования об обязательности предъявления оригинала (а тем более копии) свидетельства об уплате единого налога, а процедура проверки того, что предприниматель — продавец товаров (услуг, работ) действительно применяет упрощенную систему налогообложения, ни в Законе № 889, ни в новой редакции Инструкции не определена. В связи с этим подтверждением правомерности невключения в объект налогообложения предпринимательских доходов может быть указание налогового статуса партнера (и номера его свидетельства) в договоре, как это определено пп.11.2.3 ст.11 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
Array
Похожие записи
Подоходный налог на оплату дополнительного отпуска участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
17.09.2003
ДЕПОЗИТНЫЙ СЕРТИФИКАТ В ВАЛЮТЕ: НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
14.12.2009
Товарные биржи, нотариусы и налог с доходов физических лиц
14.04.2004