НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: НАЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТУ
C иностранной фирмой был заключен договор о предоставлении кредита сроком на 2 года. Возврат основной суммы кредита и процентов по нему будет производиться в конце срока пользования. Украинское предприятие — заемщик хочет начислять проценты и относить их на валовые расходы не в момент выплаты иностранной фирме — кредитору, а ежеквартально. Имеет ли оно право поступить таким образом, и какие документы необходимы для обоснования таких действий?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Чтобы найти ответ на данный вопрос, необходимо «выстроить» логическую цепочку из соответствующих норм Закона о прибыли, так как конкретной нормы, которая бы напрямую регулировала этот вопрос, не существует.
Особенности определения состава валовых расходов плательщика налога на прибыль в случае уплаты процентов по долговым обязательствам (куда и относятся проценты за пользование кредитом) изложены в п.5.5 ст.5 Закона о прибыли. Согласно этому пункту с учетом некоторых дополнительных ограничений, установленных пп.5.5.2, к составу валовых расходов налогоплательщика относятся расходы, связанные с выплатой или начислением процентов по долговым обязательствам, в том числе по кредитам (пп.5.5.1). То есть, на первый взгляд, Закон о прибыли предусматривает такую возможность, когда в состав валовых расходов включаются или выплаченные, или начисленные проценты (конечно, обязательным условием такого включения является связь кредита и выплат или начислений по такому кредиту с хозяйственной деятельностью налогоплательщика). Более того, каких-либо дополнительных ограничений, связанных с включением в состав валовых расходов начисленных, но еще не выплаченных нерезиденту процентов, в данном Законе нет (как, например, относительно включения в состав валовых расходов предоплат товаров и услуг, осуществленных в пользу нерезидента (пп.11.2.3 ст.11)).
Но здесь возникает следующий вопрос: в какой момент должно происходить начисление процентов по кредитному договору? Как правило, такое начисление осуществляется именно в сроки, предусмотренные для погашения соответствующих обязательств. И если заключенным кредитным договором не предусмотрены ИНЫЕ УСЛОВИЯ, то отражать у себя в учете те проценты, которые еще не начислены заимодавцем, у предприятия-заемщика нет никаких оснований.
Однако можно предположить, что условия кредитного договора сформулированы таким образом, что на самом деле предусматривают только начисление процентов. Например — ежеквартально, а погашение — в конце срока пользования кредитом. Такой подход вполне соответствует как основным принципам отражения доходов в бухгалтерском учете заимодавца (п.20 ПБУ-15), так и порядку формирования обязательств у заемщика (п.5 ПБУ-11). Тем более, что при нем начисление соответствующих доходов и расходов в бухгалтерском учете обоих участников операции происходит равномерно1 (в отличие от ситуации, когда проценты за весь период пользования кредитом будут начислены единоразово, в конце года). И, соответственно, дает более объективную картину финансового состояния предприятия на определенный момент времени. Поэтому если кредитный договор соответствует приведенному условию о «равномерном» начислении процентов по нему, то для отражения таких расходов в налоговом учете заемщику остается решить «техническую» проблему, которая, к сожалению, может стать в рассматриваемой ситуации камнем преткновения.
Согласно общему правилу формирования валовых расходов в налоговом учете к их составу относятся любые расходы, подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами (пп.5.3.9 ст.5 Закона о прибыли). Следовательно, для того чтобы предприятие-заемщик ежеквартально могло относить к составу своих валовых расходов сумму только начисленных (но не выплаченных) по кредитному договору процентов, ему необходимо иметь документальное подтверждение их начисления2. По мнению автора, первичным документом в рассматриваемой ситуации может быть любой двусторонний документ, подписанный участниками кредитного договора, в котором будет зафиксирована сумма начисленных за определенный период времени процентов (который бы подтверждал соответствующую сумму начисления и мог бы являться основанием для отражения таких процентов в бухгалтерском и налоговом учете предприятия-заемщика3). Хотя более смелым налогоплательщикам в данной ситуации, скорее всего, будет достаточно только одного договора, содержащего условия и порядок начисления таких процентов, который и будет выполнять роль «соответствующего подтверждающего документа».
Array
Похожие записи
Неправильное перечисление денежных средств в уплату единого налога
12.05.2003
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК ПРЕДЫДУЩИХ ОТЧЕТНЫХ ПЕРИОДОВ
21.11.2007
Налог на прибыль при продаже основных фондов, внесенных в уставный фонд
06.09.2005