ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГСМ СВЕРХ УТВЕРЖДЕННЫХ НОРМ
Необходимо ли корректировать налоговый кредит по НДС в части стоимости ГСМ, не включенной в состав валовых расходов и списанной за счет прибыли? То есть правомерно ли считать, что часть ГСМ, использованная сверх утвержденных приказом Минтранса № 43 норм расходов, все же потрачена для хозяйственных нужд?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Основное правило формирования налогового кредита установлено пп.7.4.1 ст.7 Закона об НДС — в налоговый кредит отчетного периода могут быть включены суммы «входного» НДС при соблюдении следующих условий:
- договорная (контрактная) стоимость товаров (услуг), исходя из которой рассчитывается сумма налогового кредита, не должна превышать уровень обычных цен на эти товары (услуги) или отличаться не более чем на 20 процентов от обычной цены на такие товары (услуги);
- товары (услуги) приобретаются в целях их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога.
Первое условие — «обычность» цены приобретенных ГСМ, по всей видимости, читателя не очень интересует. Более актуальным для него является второе условие — использование приобретенных ГСМ в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности. Фактически это означает, что в случае если предприятие сумеет доказать использование ГСМ по назначению, то есть для осуществления облагаемых НДС операций в рамках своей хозяйственной деятельности, то на законных основаниях сможет отразить и право на налоговый кредит.
Свои доказательства необходимо строить следующим образом.
Начиная с 31.03.2005 г. «привязки» сумм налогового кредита по НДС к валовым расходам по приобретенным товарам (услугам) нет. Это касается и ГСМ для автотранспорта как грузового, так и легкового (что касается последнего, то с некоторым опозданием, но ГНАУ все же разъяснила правомерность включения сумм входного НДС в состав налогового кредита1). То есть если предприятие — плательщик НДС, который не пользуется льготами, приобрело ГСМ для заправки своих транспортных средств (использование автотранспорта по сути и является ведением хозяйственной деятельности, поскольку приносит предприятию доход2), то оно имеет право включить в состав налогового кредита начисленный (уплаченный) поставщикам НДС.
И при этом, по мнению автора, именно всю сумму налога, а не какую-то часть.
Дело в том, что упомянутым в вопросе приказом Минтранса № 433 были утверждены нормы расхода ГСМ, предназначенные для планирования потребности в них на предприятиях и в организациях и контроля за их расходованием. Прямого упоминания об использовании этих норм в целях определения суммы валовых расходов, и тем более суммы налогового кредита по НДС, в приказе нет.
В Законе о прибыли тоже нет отдельной нормы обособенностях отнесения к составу валовых расходов на приобретение ГСМ для автотранспорта (кроме легковых автомобилей, для которых существует 50-процентное ограничение). А отсутствие такой нормы означает, что все затраты на приобретение ГСМ могут считаться не только расходами, связанными с осуществлением хозяйственной деятельности, но и относиться к составу валовых расходов на основании пп.5.2.1 ст.5 данного Закона4. И даже если осторожный налогоплательщик в целях определения суммы разрешенных 100- или 50-процентных валовых расходов для заправки автотранспорта примет во внимание утвержденные Минтрансом нормы расхода ГСМ, то это не означает, что часть ГСМ, стоимость которых не вошла в состав валовых расходов, приобретена не для осуществления хозяйственной деятельности, а для чего-то другого.
Безусловно, при фискальном подходе к рассматриваемому вопросу оплата сверхнормативного расходования ГСМ автоматически рассматривается как затраты, не связанные с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, и на основании этого делается вывод о невозможности отнесения соответствующих затрат к валовым расходам и части «входного» НДС к составу налогового кредита. Не будем спорить, что такой вывод может иметь право на существование. Например, в случае хищения ГСМ. Но если перерасход связан с объективными условиями эксплуатации (городские пробки, плохое качество бензина, техническое старение автотранспорта и др.), то говорить о неиспользовании перерасходованных ГСМ в хозяйственной деятельности совершенно неправильно и незаконно.
А относительно легковых автомобилей вообще нет необходимости что-либо доказывать. В абзаце пятом пп.5.4.10 ст.5 Закона о прибыли указано, что плательщик освобождается от обязанностей доказывания связи таких затрат с его хозяйственной деятельностью(!) В «отместку» за это налогоплательщик имеет право включить в состав валовых расходов только 50процентов затрат на приобретение ГСМ.
Array
Похожие записи
Путевки для санаторно-курортного лечения пострадавшему на производстве
23.05.2001
Операции страхования жизни
12.03.2001
Юридические лица и продажи векселей
11.08.2003