Договор аренды мобильного телефона сотрудника с предприятием
Предприятие заключило договор аренды мобильного телефона со своим сотрудником. Договором предусмотрено, что оплату счетов производит арендатор. Счета, которые выписывает оператор мобильной связи, адресованы сотруднику предприятия. Нужно ли удерживать с суммы, перечисляемой предприятием своему сотруднику за аренду мобильного телефона, подоходный налог, сбор в Пенсионный фонд и сбор в Фонд занятости?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Сразу отметим, что тема мобильных телефонов становится уже будничной (см. ответы на вопросы в № 49 (412), 50 (413), 5 (420) газеты "Бухгалтерия"). Без этого средства связи многие из нас уже не могут обходиться. При этом аренда мобильных телефонов является распространенной операцией в деятельности многих предприятий и фирм. Но в первую очередь обращаем внимание предприятий на особенность получения и предоставления такого вида услуг, как услуги мобильной связи. Предприятию, получающему такие услуги, необходимо помнить, что предоставление услуг мобильной связи - это вид предпринимательской деятельности, который согласно ст.9 Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (далее - Закон о лицензировании) требует получения лицензии. Согласно Закону Украины от 16.05.95 г. № 160/95-ВР "О связи" (далее - Закон о связи) при получении услуг связи предприятие - получатель таких услуг обязано заключить договор по предоставлению таких услуг непосредственно с предприятием связи, имеющим соответствующую лицензию. Оплата таких услуг будет производиться согласно договору по счетам, выставленным на имя получателя таких услуг. Если предприятие оплачивает телефонные переговоры по счетам, адресованным сотруднику, на основании договора аренды мобильного телефона между предприятием и таким сотрудником, значит, сотрудник, предоставивший в аренду свой мобильный телефон, предоставляет предприятию услуги мобильной связи, для предоставления которых необходима лицензия. В соответствии со ст.22 Закона о лицензировании к субъектам хозяйствования за проведение хозяйственной деятельности без лицензии применяются финансовые санкции в виде штрафов в размерах, установленных законом. Налоговые органы в соответствии с Законом Украины от 04.12.90 г. № 509-ХII
"О государственной налоговой службе в Украине" к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством, имеют право применять штрафные санкции в размерах от трех до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан. Работники ГНАУ имеют также право предъявлять в арбитражные суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о признании договоров на предоставление услуг, требующих лицензирования, недействительными и взыскивать в доход государства средства, полученные по таким договорам.
Исходя из приведенных аргументов, настоятельно рекомендуем предприятию, решившему арендовать мобильный телефон у своего сотрудника, заключить договор с сотрудником только на аренду самого терминала с одновременным заключением договора на предоставление услуг мобильной связи между предприятием и непосредственно оператором мобильной связи. Телефонные счета в этом случае будут адресованы предприятию, что даст возможность в случае подтверждения связи телефонных переговоров с хозяйственной деятельностью относить их к составу валовых расходов предприятия. При этом требования Закона о связи и Закона о лицензировании предприятием не нарушаются.
Заключая договор аренды самого терминала со своим штатным работником, необходимо помнить, что такой договор относится к договорам гражданско-правового характера. Особенность его заключается в том, что такой вид договора не связан с результатами труда, то есть не имеет отношения к выполнению работ или услуг, например договор подряда или перевозки, а значит, и выплаты по таким договорам не должны включаться в фонд оплаты труда. Этот момент важен при определении того, какими налогами и сборами будет облагаться у сотрудника и у предприятия надлежащая ему оплата за аренду терминала.
Вознаграждение по данному договору включается в совокупный доход такого работника, поскольку согласно п.8.2 Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12 (далее - Инструкция о подоходном налоге), к составу совокупного налогооблагаемого дохода, полученного по месту основной работы, относятся доходы, полученные на основании договоров гражданско-правового характера. Поэтому наиболее оптимальным в данном случае будет применение к такой выплате фиксированной ставки подоходного налога в размере 20%. При этом сотрудник, получающий арендную плату, представляя в ГНИ декларацию о доходах за год, представляет и документы, подтверждающие сумму расходов, понесенных при осуществлении такой арендной операции, что позволит ему при проведении перерасчета подоходного налога вернуть излишне уплаченный подоходный налог.
Хотелось бы также обратить внимание на то, что некоторые предприятия при выплате арендной платы в размере амортизационных отчислений не удерживают подоходный налог. При этом они руководствуются пп.5.4.1 Инструкции о подоходном налоге, так как данный пункт позволяет не относить к совокупному доходу граждан (сотрудников) "выплаты в пределах амортизации за износ инструмента, оборудования, транспортных средств и другого имущества, принадлежащего работнику, которое используется для нужд предприятия, учреждения, организации или физического лица - субъекта предпринимательской деятельности, по месту работы". По нашему мнению, в данном случае предприятию не рекомендуется поступать таким образом, так как после вступления в силу с 1 июля 2000 года Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденного приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92 (далее - ПБУ-7), сложно определить, о какой именно амортизации идет речь в Инструкции о подоходном налоге - налоговой или бухгалтерской.
Некоторые предприятия исходят из того, что налоговая амортизация меньше, а значит, применение ее является более безопасным. Однако ПБУ-7 предлагает пять методов амортизации: прямолинейный, уменьшения остаточной стоимости, ускоренного уменьшения остаточной стоимости, кумулятивный и производственный. Исчисленная по одному из этих методов амортизация может быть меньше той суммы, которая рассчитана предприятием, применяющим нормы налоговой амортизации. Тем более, что согласно ст.8 Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" амортизационные отчисления уменьшают скорректированный доход плательщика налога на прибыль и служат для расчета прибыли предприятия, то есть они применяются в контексте норм упомянутого Закона, но никак не норм, касающихся подоходного налога. Исходя из приведенных аргументов, оптимальным для предприятия будет удержание подоходного налога из суммы выплаты за аренду терминала.
Согласно ст.8 Закона Украины от 05.11.91 г. № 1788-ХII "О пенсионном обеспечении" Пенсионный фонд Украины формируется за счет денежных средств, перечисляемых предприятиями и организациями (в том числе и использующими труд граждан по договорам гражданско-правового характера). Поэтому при договоре аренды мобильного телефона у штатного сотрудника использование предприятием его труда не происходит, соответственно, и сбор в Пенсионный фонд в размере 1 или 2% из такой выплаты не удерживается.
Напомним, что согласно Закону Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" (см. "Бухгалтерия", 2001 г., № 9 (424), с.112), который вступил в силу с 1 января этого года, изменились размеры взносов на общеобязательное социальное страхование. После внесенных изменений работодатели будут уплачивать:
- на общеобязательное государственное социальное страхование 2,5% фонда оплаты труда (было 4%);
- на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы до 1 июля 2001 г. 2% (было 1,5%), после 1 июля - 2,5%.
Удержания из сумм оплаты труда наемных работников будут следующими:
- на общеобязательное государственное социальное страхование - 0,5%;
- на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы - 0,25% при размере заработной платы до 150 грн. и 0,5% - более 150 грн.
Специально перечислив измененные размеры ставок, констатируем, что принцип начисления и удержания взносов на социальное страхование не изменился, базой для них остался фонд оплаты труда. А так как сумма оплаты по договору аренды мобильного телефона (как по договору гражданско-правового характера) не включается в фонд оплаты труда, то к такой выплате не применяются вышеперечисленные начисления и удержания взносов на общеобязательное государственное социальное страхование. Согласно п.1 ст.2 Закона Украины от 26.07.97 г. № 400/97-ВР
"О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" к объекту обложения пенсионным сбором не относятся расходы на оплату труда по договорам гражданско-правового характера, поэтому начисления на данную выплату в размере 32% в Пенсионный фонд также проводить не нужно.
Array
Похожие записи
ДЕКЛАРАЦИЯ О МАКСИМАЛЬНЫХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕНАХ НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
22.06.2004
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕЧАТЕЙ НА ДОКУМЕНТАХ
21.11.2007
НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ БЕЗ АКТА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ
28.12.2011