ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НАЛОГ С ДОХОДОВ НЕРЕЗИДЕНТОВ
Предприятие является туроператором и занимается выездным туризмом. До 01.01.2004 г. предприятие заключало комиссионные договоры, в соответствии с которыми туристы (комитенты) поручали предприятию (комиссионеру) организовать зарубежную поездку.
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В связи со вступлением в силу с 1 января 2004 года новой редакции Закона Украины «О туризме», Гражданского и Хозяйственного кодексов предприятие избрало иную схему работы: комиссионные договоры заключаются с туроператорами-нерезидентами (комитентами), которые поручают предприятию (комиссионеру) продавать их туруслуги в Украине. За это предприятию причитается вознаграждение, которое удерживается из перечисляемой нерезиденту выручки. В состав формируемого турпродукта входят также услуги авиа- и страховой компаний.
Распространяется ли на предприятие действие п.13.9 ст.13 Закона о прибыли? Применяется ли данный пункт в отношении агентских соглашений, заключенных с авиакомпаниями-нерезидентами?
Согласно п.13.9 ст.13 Закона о прибыли1 «резиденты, предоставляющие агентские, доверительные, комиссионные и другие подобные услуги по продаже или приобретению товаров (работ, услуг) за счет и в пользу нерезидента (включая заключение договоров с другими резидентами от имени и в пользу нерезидента), удерживают и перечисляют в соответствующий бюджет налог с дохода, полученного таким нерезидентом из источников в Украине, определенный в порядке, предусмотренном для налогообложения прибылей нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство. При этом такие резиденты не подлежат дополнительной регистрации в налоговых органах в качестве плательщиков налога на прибыль». Как видим, формулировка указанного пункта Закона о прибыли не подразумевает каких-либо исключений. Поэтому, осуществляя деятельность по продаже туруслуг в интересах нерезидента, украинское предприятие обязано удерживать налог с полученного таким нерезидентом дохода. И хотя дополнительной регистрации резидент не подлежит, ежеквартально он должен представлять в налоговые органы расчет налога на прибыль нерезидента, а главное, уплачивать его. Соответствующая отчетность предусмотрена Порядком составления расчета налога на прибыль нерезидента, осуществляющего деятельность на территории Украины через постоянное представитель ство, утвержденным приказом ГНАУ от 31.07.97 г. № 2742 (далее — Порядок № 274).
Однако в любом из правил есть свои исключения. Так, п.18.1 ст.18 Закона о прибыли предусмотрено, что в случае наличия соответствующего ратифицированного международного договора (соглашения) его нормы будут иметь превалирующее значение. Практически все международные соглашения об избежании двойного налогообложения обязывают облагать налогом доходы, полученные предприятием в ином договорном государстве через постоянное представительство, в стране нахождения такого представительства. При этом к постоянному представительству приравнены и агенты с зависимым статусом, действующие от лица нерезидента.
Четкого определения агента с зависимым (независимым) статусом ни украинское законодательство, ни заключенные Украиной международные соглашения не содержат. Однако можно выделить два основных момента, определяющих статус независимости агента: он не должен контролироваться нерезидентом и обязан действовать в рамках своей обычной деятельности3. В Порядке № 274 ГНАУ возложила на себя обязанность определения статуса агента, введя при этом еще несколько критериев. Хотя такая норма ни одним международным соглашением не предусмотрена.
В рассматриваемом случае при наличии нескольких агентских соглашений с нерезидентами и отсутствии с их стороны контроля за деятельностью украинского туроператора, последний должен быть признан агентом с независимым статусом. А поэтому, никаких налогов на доходы (прибыль) нерезидентов он удерживать и уплачивать в бюджет не обязан. Но подчеркнем, что каждое агентское или аналогичное соглашение должно быть рассмотрено индивидуально с учетом норм конкретного международного договора.
Все сказанное выше относится и к случаю заключения агентского соглашения с авиакомпанией-нерезидентом. Но, как правило, авиакомпании, работающие в Украине, имеют здесь свои постоянные представительства, которые и уплачивают соответствующий налог.
Array
Похожие записи

Регистраторы расчетных операций (PPO)
30.10.2002

Приобретение недвижимости плательщиком налога на прибыль и плательщиком НДС на общих основаниях
03.02.2004

Заемщик хочет выкупить свой вексель у торговца ценными бумагами
12.05.2003