Частный предприниматель уплачивает единый налог и одновременно (по собственному желанию) является плательщиком НДС
Прошу дать разъяснение относительно налоговой отчетности частного предпринимателя, работающего по договору комиссии на приобретение товара.
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Частный предприниматель уплачивает единый налог и одновременно (по собственному желанию) является плательщиком НДС. При представлении отчета субъекта малого предпринимательства — физического лица — плательщика единого налога (далее — отчет) налоговый инспектор указал на то, что объем выручки от реализации, указанный в отчете (100000 грн.), отличается от объема продаж за этот же период, указанного в декларациях по НДС (520000 грн.). Инспектор требует сдать Свидетельство об уплате единого налога на том основании, что объем выручки превысил 500000 грн. Пояснение частного предпринимателя о том, что такая ситуация возникла в связи с договорами комиссии, во внимание принято не было. Почему сумма выручки в отчете не должна соответствовать сумме объема продаж в налоговой декларации по НДС?
Указом Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»1 (далее — Указ № 727) установлены принципы применения и использования упрощенной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности. В частности, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности может применяться физическими лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица (частными предпринимателями) и объем выручки у которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за календарный год (п.1 постановления КМУ от 16.03.2000 г. № 507 «О разъяснении Указа Президента от 03.07.98 г.
№ 727»2 (далее — Постановление № 507)) не превышает 500000 грн. Следует также помнить, что в трудовых отношениях с такими частными предпринимателями в течение календарного года должно состоять не более 10 человек, включая членов их семей. Статьей 5 Указа № 727 предусмотрено, что в случае нарушения указанных выше условий, в частности превышения годового объема выручки, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности начиная со следующего отчетного периода (квартала).
В соответствии со ст.4 Указа № 727 упрощенная система налогообложения, учета и отчетности может применяться одновременно с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством, по выбору субъекта малого предпринимательства. То есть частный предприниматель — плательщик единого налога может принять решение о регистрации его в качестве плательщика НДС. В таком случае на него распространяется действие Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость»3 (далее — Закон об НДС) (п.4 Постановления № 507).
Пунктом 9 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 5994 (далее — Порядок № 599), установлено, что для определения результатов своей предпринимательской деятельности на основании хронологического отражения проведенных хозяйственных и финансовых операций частный предприниматель — плательщик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов в соответствии с приложением 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12. На основании этой Книги он составляет ежеквартальный отчет по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 599. Пункт 4 формы отчета предусматривает указание «объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный квартал нарастающим итогом с начала срока действия Свидетельства об уплате единого налога в календарном году». В соответствии со ст.1 Указа № 727 выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции товаров, работ, услуг).
Форма и содержание договора комиссии определяются главой 35 Гражданского кодекса Украины (ГК). Статьей 395 ГК установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени и за счет комитента. При этом в ст.398 ГК указано, что имущество, полученное комиссионером за счет комитента, является собственностью комитента. Согласно ст.407 ГК комитент должен, кроме выплаты комиссионного вознаграждения, возместить комиссионеру израсходованные им на выполнение поручения суммы. В данном случае имеет место договор комиссии на покупку товаров. Таким договором может быть предусмотрено, что комитент предварительно обеспечивает комиссионера денежными средствами, необходимыми для выполнения поручения.
Из содержания договора комиссии можно сделать вывод, что комиссионер (в данном случае это частный предприниматель — плательщик единого налога) предоставляет (продает) комитенту только свои услуги, за что и получает комиссионное вознаграждение, которое является его выручкой.
Во исполнение пп.7.7.2 ст.7 Закона об НДС частный предприниматель — плательщик единого налога, зарегистрированный в качестве плательщика НДС, должен представлять в органы ГНС по своему местонахождению налоговую декларацию. Форма и порядок заполнения такой декларации определены приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 (далее — Приказ № 166). В частности, пунктами 5.2 и 5.3 этого Порядка предусмотрено, что в разделе «Налоговые обязательства» указываются объемы продаж (в том числе и общий объем продаж), по которым у налогоплательщика возникло налоговое обязательство по НДС.
Частью третьей п.4.7 ст.4 Закона об НДС предусмотрена специальная норма формирования налогового обязательства и налогового кредита по НДС у плательщика налога при осуществлении деятельности по приобретению товаров (работ, услуг) по поручению и за счет другого лица. В частности, в момент передачи комиссионером имущества комитенту комиссионер должен увеличить свои налоговые обязательства по НДС и отразить это в налоговой декларации.
Порядок заполнения отчета о доходах частного предпринимателя основан на нормах Указа № 727, а порядок составления налоговой декларации по НДС — на нормах Закона об НДС. Эти законодательные документы учитывают разные налоги, а поэтому оперируют разными налоговыми базами. Именно это и будет основным аргументом для сотрудников налоговых органов, которые делают вывод об объеме полученной выручки на основании налоговой декларации по НДС, где в разделе «Налоговые обязательства» существует графа «Объем продажи…», в которой отражена сумма больше, чем в отчете. Комиссионерам «приходится» отражать в налоговой декларации по НДС сумму переданного имущества комитенту как сумму продажи товаров, однако, исходя из норм гражданского права, такая передача не является продажей. Полученные денежные средства являются не выручкой, а компенсацией в соответствии со ст.407 ГК.
По мнению автора, для определения объема выручки частного предпринимателя — плательщика единого налога необходимо использовать только отчет, в котором отражается комиссионное вознаграждение комиссионера, и ни в коем случае нельзя использовать налоговую декларацию по НДС, так как она заполняется на основании специальной нормы п.4.7 ст.4 Закона об НДС.
Также следует заметить, что Приказом № 166 не предусмотрен порядок заполнения налоговой декларации по НДС в случае осуществления налогоплательщиком посреднических операций (например, комиссионных). Поэтому налогоплательщик вынужден указывать в графе «А» декларации не фактическую сумму продаж, а сумму фактической передачи имущества в рамках посреднических договоров.
Array
Похожие записи
ОТСРОЧКА НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В 2010 ГОДУ
27.05.2010
ПРАВО НА НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
14.07.2004
Переход на уплату единого налога
30.05.2001