Арифметическая ошибка при определении суммы налога
За І квартал в расчете об уплате единого налога при определении суммы налога была допущена арифметическая ошибка (не там была поставлена запятая, в результате чего сумма налогового обязательства ошибочно завышена в 1000 раз). Расчет сдан и налог уплачен (в правильной сумме) в установленные сроки. Через 20 дней после сдачи расчета и уплаты налога в налоговую инспекцию был представлен уточненный расчет. Возможно ли в данном случае применение штрафных (финансовых) санкций? Правомерны ли действия ГНИ, которая настаивает на начислении пени за эти 20 дней, ссылаясь на пп.16.4.1 Закона № 2181?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Ситуация, когда арифметическая ошибка в декларации привела к завышению суммы налогового обязательства, весьма типична для многих предприятий. Причем никакой проблемы не было бы, если бы фактически уплачивалась ошибочно указанная в декларации сумма налога. Если же уплачивается правильная сумма, возникает разрыв между неправильной суммой налоговых обязательств, отражаемой в лицевой карточке налогоплательщика на основании декларации, и фактически уплаченной суммой налогового обязательства.
Такая «виртуальная» недоплата будет числиться за плательщиком вплоть до даты представления им новой (уточненной) декларации за тот период, за который в декларации была допущена ошибка. Такой порядок корректировки налоговых обязательств в лицевой карточке плательщика регламентирован Налоговым разъяснением о предельных сроках уплаты налогового обязательства, определенного плательщиком в новой (уточненной) налоговой декларации, которая содержит исправленные показатели, утвержденным приказом ГНАУ от 22.10.2002 г. № 5031.
Основания для применения штрафных (финансовых) санкций за непредставление или несвоевременное представление декларации (пп.17.1.1 и 17.1.2 ст.17 Закона № 21812) отсутствуют, поскольку расчет суммы единого налога (пусть и содержащий ошибку) представлен в установленные сроки. Санкции, предусмотренные пп.17.1.3, 17.1.4, 17.1.6 ст.17 Закона № 2181, также не применяются, поскольку базой для их расчета является занижение суммы налогового обязательства в декларации, а такое занижение отсутствует. Штрафы за отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге (пп.17.1.8 ст.17 Закона № 2181), и за неудержание налога при продаже товара или выплате дохода (пп.17.1.9 ст.17 Закона № 2181) также к рассматриваемой ситуации отношения не имеют.
Проблематичным представляется только применение штрафа, предусмотренного пп.17.1.7 ст.17 Закона № 2181, которым определены дифференцированные размеры санкций в зависимости от продолжительности задержки уплаты согласованного налогового обязательства сверх установленных предельных сроков. Дело в том, что с момента представления расчета, содержащего ошибку, завышенное налоговое обязательство считается согласованным (п.5.1 ст.5 Закона № 2181). Однако в данном случае, во-первых, период задержки не превысил 30 календарных дней3, а во-вторых, уточненный расчет был представлен налогоплательщиком до начала налоговой проверки, что освобождает его от штрафов, предусмотренных пп.17.1.2 – 17.1.7 ст.17 Закона № 2181.
Относительно требования ГНИ о начислении пени ситуация далеко не однозначна.
Согласно ст.1 Закона № 2181 пеня представляет собой плату в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), которая взимается с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства. А под налоговым долгом понимается налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), согласованное налогоплательщиком или установленное судом (хозяйственным судом), но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства.
В соответствии с пп.16.1.2 ст.16 Закона № 2181 при самостоятельном определении суммы налогового обязательства налогоплательщиком пеня начисляется с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.
Формально в рассматриваемой ситуации самостоятельно определенное в расчете единого налога завышенное налоговое обязательство по единому налогу в установленные сроки было погашено не полностью. Поэтому на непогашенную сумму возникает налоговый долг, и начиная со следующего рабочего дня на эту сумму начисляется пеня.
В то же время в этой же статье Закона № 2181 есть еще одна норма (пп.16.1.3), которая, по мнению автора, и должна применяться в рассматриваемой ситуации. В соответствии с данным подпунктом в случае если налогоплательщик до начала проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства и погашает его, пеня не начисляется4.
С точки зрения здравого смысла, если законодатель предусмотрел освобождение от начисления пени даже в том случае, когда недоплата фактически имела место, но самостоятельно выявлена и погашена плательщиком (то есть бюджет реально понес определенные потери в связи с более поздним сроком погашения обязательства), то в случае если недоплата вообще не существовала (а факт отсутствия недоплаты подтвержден представлением уточненного расчета), начисление пени является полным абсурдом.
Еще один аргумент в пользу плательщика состоит в том, что пп.16.1.2 ст.16 Закона № 2181 связывает дату начала начисления пени не просто с последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, а с «последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, определенного настоящим
Законом». На этот момент обратил внимание Госкомпредпринимательства (письмо от 06.03.2002 г. № 5-532/12935), обосновывая неправомерность применения пени по налогу на прибыль в случае неуплаты суммы налогового обязательства в сроки, определенные Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий», в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР. Именно после этого ГНАУ признала правомерность применения сроков уплаты НДС и налога на прибыль в соответствии с нормами Закона № 2181.
В рассматриваемом вопросе изложена практически аналогичная ситуация, но уже относительно единого налога. ГНАУ настаивает на применении сроков представления расчета (до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и уплаты налога (не позднее 20 числа следующего месяца), установленных Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99. Поскольку эти сроки не соответствуют срокам, установленным Законом № 21816, начисление пени после 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, является прямым нарушением пп.16.1.2 ст.16 Закона № 2181.
Иными словами, пеня (при наличии налогового долга) по единому налогу может быть начислена начиная с 51 календарного дня (при условии, что он является рабочим днем) по истечении отчетного квартала. В рассматриваемой в вопросе ситуации ошибочно указанное завышенное налоговое обязательство было откорректировано через 40 (20 + 20) календарных дней по истечении налогового периода, то есть законные основания для начисления пени отсутствуют.
Что касается упомянутого в вопросе пп.16.4.1 ст.16 Закона № 2181, то этот подпункт регламентирует не правомерность начисления пени в данном конкретном случае, а ее размер.
Array
Похожие записи
ФСН: ВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
22.05.2007
ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ИЖДИВЕНЦАМ В СВЯЗИ С ПОТЕРЕЙ КОРМИЛЬЦА
31.01.2005
Предприятие поставляет различную продукцию на морские суда
11.06.2002