ЗАЩИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Предприниматель осуществляет торговлю женской одеждой. В последнее время участились случаи так называемого «проката» вещей, когда покупатель приобретает вещь, а через несколько дней возвращает ее со всеми бирками и требует на основании Закона о защите прав потребителей вернуть деньги. От предоставления ему аналогичного товара, что предусмотрено законом, сразу отказывается. Каким образом можно определить, что является аналогичным товаром, и как законно отказать в возврате денег?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Описанная ситуация действительно является довольно распространенной. И виной тому положения Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), которые дают покупателям широкие возможности по замене неподошедшего товара и не оставляют торговцам права выбора. Нормы данного Закона выписаны так, что впору предпринимателей защищать от недобросовестных покупателей.
Право на обмен товара надлежащегокачества в течение 14 дней со дня покупки предоставлено потребителю ст.20 Закона о защите прав потребителей в случаях, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению (спрашивается, зачем тогда покупатель так долго примеряет обновку в примерочной?). Камнем преткновения для продавца служит п.2 ст.20, в соответствии с которым, «если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, потребитель имеет право либо приобрести какие-либо другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости, либо получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара, либо осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу».
Скажем так, покупатель, который не планировал заранее «бесплатный прокат» вещи, готов будет взять и аналогичный товар, а вот «прокатные» аферисты сразу требуют возврата денег.
Как же доказать покупателю, что аналогичный товар в продаже имеется? Четкого определения аналогичного товара действующее законодательство не содержит. Однако в толковом словаре можно найти следующее определение: аналогия — сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями1.
Подобный товар согласно Закону Украины от 22.12.98 г. № 330 «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» — это «идентичный товар, то есть похожий по всем характеристикам на товар, являющийся объектом расследования, или, в случае отсутствия этого товара, другой товар, не являющийся похожим по всем характеристикам, но имеющий показательные признаки, которые являются очень подобными характерным признакам товара, являющегося объектом расследования».
Как видим, не очень-то конкретное определение.
Кроме того, в ст.20 Закона о защите прав потребителей права покупателя требовать замены купленного товара на аналогичный и возврата за него денег перечислены как равноценные, то есть либо замена, либо возврат денег. Таким образом, продавец не имеет права отказать покупателю в возврате ему денег за неподошедший товар, если покупатель предъявит расчетный документ и вернет товар без нарушения его товарного вида, потребительских свойств, ярлыков и т.п. Таково требование Закона о защите прав потребителей.
И все же есть один аспект, на который стоит обратить внимание. Согласно гражданскому законодательству, если хотя бы одной стороной сделки является физическое лицо, на все правоотношения сторон по данной сделке распространяются нормы Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ).
Согласно ст.689 ГКУ покупатель обязан принять товар, кроме случаев, когда он имеет право требовать замены товара или имеет право отказаться от договора купли-продажи. Право же на обмен товара регламентировано ст.707 ГКУ. Первый пункт данной статьи звучит так: «покупатель имеет право в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара ненадлежащего2 качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять его в месте покупки или других местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, комплектации и т.п.
В случае выявления разницы в цене покупатель производит необходимый перерасчет с продавцом.
Если у продавца нет необходимого для обмена товара, покупатель имеет право возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене или возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства и при наличии доказательств приобретения товара у этого продавца».
Конечно, ссылка в данной статье на товар ненадлежащего качества можно расценивать ошибкой законодателей, ведь в Законе о защите прав потребителей речь идет о замене товара, в том числе и надлежащего качества, но «что написано пером»… И если читать ст.707 ГКУдословно, можно сделать вывод, что гражданское законодательство не предусматривает обмена товара надлежащего качества, а соответственно и возврата за него денег.
Array
Похожие записи
Правильное оформление выдачи денежных средств на командировку и ГСМ (в подотчет)
15.03.2001
КОРПОРАТИВНАЯ КАРТОЧКА И АВАНСОВЫЙ ОТЧЕТ
28.03.2012
Как принять на работу охранника
14.03.2011