ЗАНИЖЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБКИ
По итогам работы предприятия за декабрь 2006 года в декларации по НДС было отражено превышение суммы налогового кредита над суммой налоговых обязательств в размере 10000 грн. (заполнена строка 21). После этого было выявлено, что в декларацию не была включена одна поставка, по которой сумма налоговых обязательств равна 600 грн. Ошибка была показана в строке 8.1 декларации за январь 2007 года, но без штрафа в размере 5%. В то же время согласно п.17.2 ст.17 Закона № 2181 в случае занижения налогового обязательства налогоплательщик может исправить такую ошибку путем отражения суммы такой недоплаты, увеличенной на сумму штрафа в размере 5% такой суммы. То же самое указано и в п.7 Инструкции о порядке применения штрафных санкций.
Правильно ли поступило предприятие, не начислив штраф в размере 5% на сумму выявленной ошибки, связанной с занижением налоговых обязательств по НДС в декабре 2006 года? Не будет ли претензий со стороны работников ГНИ?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Как известно, Законом № 2181налогоплательщику предоставлено право самостоятельно исправлять ошибки, связанные как с занижением суммы налоговых обязательств, так и с их завышением. И если налогоплательщик до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявит факт занижения налогового обязательствапрошлых налоговых периодов, он будет обязан:
- либо направить уточняющий расчет, уплатить сумму такой недоплаты и штраф в размере 5% такой суммы до представления такого уточняющего расчета;
- либо отразить сумму такой недоплаты в представляемой за следующий налоговый период декларации по данному налогу, увеличенную на сумму штрафа в размере 5% такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы налогового обязательства по этому налогу.
Как видим, Закон № 2181 содержит требование применять штраф за занижение налогового обязательства, причем размер штрафа составляет 5% суммы недоплаты. В вопросе указано, что занижение налогового обязательства по НДС в декабре 2006 года было (600 грн.), а вот недоплаты НДС как такой не было. Таким образом, штраф вроде бы начислять нужно, а оснований для его расчета нет, поскольку сумма недоплаты отсутствует. Как же поступить предприятию, чтобы соблюсти требования налогового законодательства?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо разобраться в том, что следует понимать под понятиями «недоплата» и «налоговое обязательство».
Пунктом 1.2 ст.1 Закона № 2181налоговое обязательство определено как «обязательство налогоплательщика уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные настоящим Законом или другими законами Украины». В то же время в Законе об НДС этому понятию дано несколько иное определение. Согласно п.1.6 ст.1 указанного Закона налоговое обязательство — это «общая сумма налога, полученная (начисленная) плательщиком налога в отчетном (налоговом) периоде, определенная согласно настоящему Закону».Таким образом, «налоговое обязательство» в целях применения Закона № 2181 и «налоговое обязательство» для начисления НДС — это совершенно разные понятия! В первом Законе говорится об уплаченных в бюджет суммах, а во втором — лишь о начисленных (то есть подлежащих включению в раздел I декларации по НДС). Подтверждением тому служит и определение понятия «недоплата», которое дано в указанной в вопросе Инструкции о порядке применения штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. № 1101. Согласно п.2.8 этой Инструкции недоплатой считается «занижение суммы налогового обязательства за соответствующие базовые налоговые (отчетные) периоды». Но ведь далеко не всегда занижение налоговых обязательств по НДС влечет за собой недоплату самого налога в бюджет: имеется еще и раздел II декларации по НДС, в котором отражаются суммы налогового кредита. Сумма, подлежащая перечислению в бюджет, определяется как разница между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита отчетного налогового периода (пп.7.7.1 ст.7 Закона об НДС).
В рассматриваемой ситуации занижение налогового обязательства в декларации по НДС за декабрь 2006 года не привело к недоплате сумм налога в бюджет (600 грн. - 10000 грн. = - 9400 грн.). А раз не было такой недоплаты, то и применять штрафные санкции в размере 5% нет оснований. Кроме того, напомним и письмо ГНАУ от 04.11.2003 г. № 17174/7/11-12162, в котором было сказано: «если увеличение ранее начисленной суммы, подлежавшей уплате в бюджет, не приводит к недоплате, штраф не начисляется». В данном случае приведенную цитату можно понимать так: если увеличение ранее начисленной суммы налоговых обязательств не приводит к недоплате суммы налога, то штраф не начисляется.
Array
Похожие записи

Налог на добавленную стоимость и предприятие-резидент
21.05.2003

ПРАВО НА НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
14.07.2004

Уплата земельного налога
20.08.2003