ЗАЧИСЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СЧЕТ ОПЛАТЫ ДРУГОГО ДОГОВОРА
Между предприятием А (продавцом) и предприятием Б (покупателем) заключены два договора купли-продажи. Согласно первому договору предприятие Б перечислило предприятию А 10000 грн. в счет будущей поставки товаров. На сумму полученной предоплаты предприятием А была оформлена налоговая накладная и по первому событию отражены налоговые обязательства по НДС и начислен валовой доход. Отгрузки товаров пока не было.
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Согласно второму договору предприятие А отгрузило товары предприятию Б на общую сумму 23000 грн. На всю сумму поставки была выписана налоговая накладная и отражены новые налоговые обязательства по НДС и новый валовой доход.
Через некоторое время предприятие Б перечислило в счет оплаты по второму договору сумму в размере 13000 грн. и направило письмо с просьбой о зачислении ранее осуществленной предоплаты по первому договору в счет оплаты товаров по второму договору.Как правильно отразить эти операции в налоговом учете предприятия А и Б? Правильно ли предприятием А выданы две налоговые накладные на общую сумму 33000 грн. (10000 грн. + 23000 грн.)?
Перечисление денежных средств по одному договору и последующее их зачисление в счет оплаты другого договора между одними и теми же контрагентами достаточно распространенная ситуация. Главное — это все правильно документально оформить. В рассматриваемой ситуации предприятия А и Б, по всей видимости, договорились не выполнять1 (расторгнуть) первый договор и осуществить зачет встречных требований. Проведение такого зачета стало возможным, так как предприятие Б имеет право требовать от предприятия А возврата аванса (денежных средств) по первому договору, а предприятие А имеет право требовать от предприятия Б оплаты (денежными средствами) поставленных ему товаров по второму договору. И поскольку сумма «неотоваренного» аванса по одному договору и сумма неоплаченных товаров по другому договору одна и та же (10000 грн.), то стороны имеют возможность договориться о зачете однородных требований. Согласно ст.601 ГКУ «обязательство прекращается зачислением встречных однородных требований, срок выполнения которых наступил, а также требований, срок выполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования». Частью второй этой же статьи ГКУ установлено, что зачет встречных требований может осуществляться по заявлению одной из сторон, что и имело место в данной ситуации — предприятие Б направило письмо с просьбой о зачислении предоплаты по первому договору в счет оплаты второго договора.
Для анализа налогового учета осуществленных предприятием А и Б операций их целесообразно «разбить» на несколько отдельных событий. В нашем случае первым событием было перечисление предприятием Б предприятию А аванса за товары, поставка которых должна быть осуществлена согласно первому договору. Второе событие — это поставка предприятием А предприятию Б товаров согласно второму договору. Третье событие — частичная оплата предприятием Б полученных товаров. Четвертое событие — зачисление денежных средств, перечисленных предприятием Б в виде аванса по первому договору, в счет оплаты поставки согласно второму договору и зачет встречных однородных требований.
Проанализируем каждое из этих событий отдельно.
В соответствии с пп.7.2.3 ст.7 Закона об НДС налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца. Таким моментом (датой) считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, наступившее ранее:
–– либо дата зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров, подлежащих поставке;
–– либо дата отгрузки товаров (пп.7.3.1 ст.7 Закона об НДС).
Учитывая данную норму Закона предприятие А совершенно правильно начислило налоговые обязательства по НДС на дату получения предоплаты (10000 грн.) от предприятия Б2. Последнее, в свою очередь, имело возможность увеличить свой налоговый кредит по НДС на основании полученной от предприятия А налоговой накладной3. Конечно же, при условии соблюдения норм пп.7.4.1 ст.7 Закона об НДС.
Аналогичный подход и относительно дат увеличения валового дохода и валовых расходов соответственно для предприятия А и предприятия Б (ст.11 Закона о прибыли).
Следующее событие — отгрузка товаров предприятием А предприятию Б согласно второму договору. Поскольку эта поставка никак не связана с полученной ранее предоплатой, предприятие А абсолютно на законных основаниях должно было начислить новые налоговые обязательства по НДС (новый валовой доход) и выписать покупателю новую налоговую накладную на сумму стоимости поставленных по договору товаров (23000 грн.). В данном случае снова срабатывает правило первого события, которым теперь является отгрузка товаров.
Таким образом, в данной ситуации предприятие А совершенно правильно начислило два налоговых обязательства по НДС и два валовых дохода и выписало две налоговые накладные. В свою очередь предприятие Б на законных основаниях имело возможность увеличить сумму своего налогового кредита (валовых расходов) также дважды. Третье событие — частичная оплата товаров по второму договору никак на налоговые обязательства (валовой доход) у поставщика и налоговый кредит (валовые расходы) у покупателя не влияет.
Однако после того, как предприятие Б направило письмо с просьбой о зачислении денег (аванса по первому договору в размере 10000 грн.) в счет оплаты товаров по второму договору, задолженность для сторон по первому договору перестала существовать. Фактически первый договор не выполнен (в том числе частично) ни одной из сторон: предприятие А не поставило товары, предприятие Б не осуществило их оплату (предоплату). А если так, то ни о какой поставке в целях обложения НДС и начисления валового дохода говорить просто не приходится. И как можно предположить, по всей видимости, между сторонами достигнута договоренность об отказе от выполнения первого договора или о его выполнении позднее. А так как после зачисления денег в счет оплаты товаров по второму договору не осталось никакого события по первому договору, то необходимо признать, что в целях налогового учета ранее начисленные налоговые обязательства по НДС и валовой доход (у продавца) и налоговый кредит и валовые расходы (у покупателя) необходимо откорректировать.
Для налогового учета НДС косвенно это подтверждает норма п.4.5 ст.4 Закона об НДС, согласно которому «если после поставки товаров (услуг) осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров предоставившему их лицу, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке». На первый взгляд в рассматриваемой ситуации сумма компенсации стоимости поставленных товаров не изменяется. Но это только на первый. Соглашаясь с зачетом денег, поставщик и покупатель признают изменение суммы предоплаты по первому договору с 10000 грн. до 0 грн. И поскольку покупателю как бы «возвращается»4 сумма полученной от него ранее предоплаты, то продавец имеет право откорректировать налоговые обязательства, ранее начисленные по факту получения этой самой предоплаты. На этом, кстати, настаивает и ГНАУ. Например, в письме от 02.12.2005 г. № 24078/7/16-11175 как раз и указывается, что «в случае если покупателем6 были возвращены поставщику7 полученные денежные средства… суммы налогового обязательства поставщиком должны быть скорректированы. В случае осуществления корректировки сумм налоговых обязательств поставщик товаров (услуг) выписывает расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной по форме согласно приложению 2 к налоговой накладной».
Таким образом, после того как стороны договорятся о зачете встречных однородных требований и предприятие А отразит полученные по первому договору денежные средства в качестве оплаты поставленных товаров по второму договору (четвертое событие), налоговые обязательства, начисленные на момент получения аванса, подлежат корректировке в сторону уменьшения. Такая корректировка осуществляется в строке 8.3 декларации по НДС со знаком «-». При этом предприятие А должно будет выписать предприятию Б Расчет корректировки к налоговой накладной, выданной на дату получения аванса по первому договору, на сумму «возвращенного» аванса. На основании такого Расчета предприятие Б обязано откорректировать ранее начисленную по первому событию сумму налогового кредита и заполнить со знаком «-» строку 16.2 своей декларации по НДС.
Одновременно стороны на основании п.5.10 ст.5 Закона о прибыли должны осуществить соответствующий перерасчет валового дохода или валовых расходов. На практике налогоплательщики под давлением работников органов ГНС при возврате авансов (или осуществлении зачетов) иногда отражают такие операции в порядке, предусмотренном для исправления ошибок. Почему-то, по мнению работников налоговой службы, сторона договора, корректирующая валовые расходы, обязана уплачивать штраф, как при самостоятельном исправлении ошибок. Однако в рассматриваемой ситуации налогоплательщики (предприятие А и Б) ошибок не совершали, поэтому оснований для уплаты штрафа в размере 5% нет. Сама же корректировка валового дохода (для предприятия А) и валовых расходов (для предприятия Б) должна осуществляться соответственно в строках 02.1 и 05.1 декларации о налоге на прибыль предприятия.
Array
Похожие записи
Налоговый расчет по форме № 1ДФ
15.08.2009
ДОГОВОР АРЕНДЫ ИЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ
22.06.2007
ВКЛАД В УСТАВНЫЙ ФОНД: РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННОГО ИМУЩЕСТВА
15.06.2005