ВЫПЛАТА ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТУ НЕРЕЗИДЕНТУ
Являются ли оффшорной зоной Британские Виргинские острова (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)? В каком размере (100% или 85%) относятся на валовые расходы налогоплательщика проценты за кредит в иностранной валюте, полученный от нерезидента (небанковского учреждения), расположенного на указанной территории?
Относятся ли проценты за кредит в иностранной валюте к доходам, полученным нерезидентом с источником их происхождения из Украины? Обязан ли резидент, осуществляющий в пользу нерезидента выплату процентов за кредит, удерживать налог на доходы по ставке 15%?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Британские Виргинские острова (Карибский регион) фигурируют в Перечне оффшорных зон, утвержденном распоряжением КМУ от 24.02.2003 г. № 77-р.
Пунктом 18.3 ст.18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее – Закон о прибыли) установлено дополнительное ограничение в части отнесения на валовые расходы налогоплательщика затрат на оплату стоимости товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, имеющих оффшорный статус. В состав валовых расходов в данном случае включается 85% от стоимости таких товаров (работ, услуг). То есть эта законодательная норма регулирует порядок отражения в налоговом учете расходов, понесенных в рамках выполнения внешнеэкономических договоров купли-продажи товаров (работ, услуг).
Учитывая, что в соответствии с п.1.31 ст.1 Закона о прибыли предоставление денежных средств в кредит не относится к операциям купли-продажи товаров (работ, услуг), то уплата процентов не считается компенсацией стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). им образом, предусмотренное п.18.3 ст.18 Закона о прибыли ограничение не распространяется на отражение в составе валовых расходов налогоплательщика сумм уплаченных (начисленных) процентов по кредиту, полученному от нерезидента1, независимо от его местонахождения, в том числе расположенного на Британских Виргинских островах.
Формирование валовых расходов налогоплательщика в этом случае должно осуществляться в соответствии с установленным пп.5.5.1 ст.5 Закона о прибыли общим правилом отражения расходов, связанных с выплатой или начислением процентов по долговым обязательствам (в том числе, по любым кредитам). При этом тот факт, что кредит получен от нерезидента, не являющегося банковским учреждением, не должен смущать кредитуемого налогоплательщика, поскольку согласно определению, данному в пп.1.11.1 ст.1 Закона о прибыли, финансовым кредитом считаются денежные средства, предоставляемые, кроме прочих, нерезидентами-банками, нерезидентами, имеющими статус небанковских финансовых учреждений, а также «другими кредиторами-нерезидентами».
На вопрос о необходимости удержания налога из суммы процентов, выплачиваемой нерезиденту с местонахождением на Британских Виргинских островах, сразу однозначно ответить сложно. Порядок налогообложения доходов, полученных нерезидентом с источником их происхождения из Украины, установлен ст.13 Закона о прибыли. Для применения данной статьи под указанными доходами понимают, в том числе, проценты по долговым обязательствам резидентов. При выплате нерезиденту такого вида дохода из украинских источников, как проценты по кредиту, резидент, который осуществляет выплату, обязан удержать налог по ставке 15% от суммы процентов и за счет такой выплаты, если иное не предусмотрено нормами действующих международных договоров.
Считая Британские Виргинские острова английской зависимой территорией, на первый взгляд, можно говорить, что на кредитора с местонахождением на территории этих островов распространяется действие соответствующих положений Конвенции между Правительством Украины и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доход и на прирост стоимости имущества (далее – Конвенция), действующей с 11.08.93 г. По правилу, установленному ст.1 данного международного соглашения, его действие распространяется на лиц, являющихся резидентами каждого из государств — участников Конвенции. Следовательно, первоочередной задачей в целях применения соответствующих положений Конвенции (включая установленные ею правила налогообложения процентов по кредитам) является решение вопроса о том, является ли резидентом Соединенного Королевства предприятие, расположенное на Британских Виргинских островах.
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 3 Конвенции «термин «Соединенное Королевство» означает Великобританию и Северную Ирландию, включая любую территорию за пределами территориального моря Соединенного Королевства, которая в соответствии с международными законами определяется или может быть в дальнейшем определена по законам Соединенного Королевства, касающихся континентального шельфа, как территория, в пределах которой могут применяться права Соединенного Королевства относительно морского дна, недр и их природных ресурсов». Очевидно, что из этого определения вряд ли можно сделать вывод о том, является или нет территория Британских Виргинских островов в понимании Конвенции территорией Соединенного Королевства. Следовательно, нельзя однозначно ответить на вопрос, можно ли вместо 15-процентного налога, предусмотренного п.13.2 ст.13 Закона о прибыли, применять положения Конвенции, касающиеся налогообложения процентов, при их выплате нерезиденту, который зарегистрирован на территории указанных островов2.
Вместе с тем позиция органов ГНС в этом вопросе следующая. Дело в том, что существует письмо ГНАУ от 06.07.98 г. № 8042/11/12-0120, в котором разъяснено, что положения Конвенции не распространяются на юридических лиц, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, которые подпадают под определение «Соединенное Королевство», поскольку являются его колонией. В письме ГНАУ от 21.07.2000 г. № 10090/7/12-0117 также указано, что положения Конвенции не распространяются на заморские территории Великобритании. В контексте этого разъяснения Британские Виргинские острова, находящиеся в Карибском регионе, явно считаются заморскими, что, по мнению ГНАУ, не позволяет распространять на них положения Конвенции.
Основанием для указанных разъяснений ГНАУ стал ответ компетентного органа Соединенного Королевства – Управления внутренних доходов на соответствующий запрос украинской стороны (Конвенция содержит статью об обмене между компетентными органами обоих договорных государств информацией, необходимой для выполнения положений этой Конвенции или налогового законодательства каждого из государств – участников Конвенции в отношении налогов, на которые такая Конвенция распространяется).
Необходимо также отметить, что общепринятой международной практикой является то, что на зависимые территории (бывшие колонии) некоторых зарубежных государств не распространяется их налоговая юрисдикция и этот факт является само собой разумеющимся. Хотя, по мнению автора, такое положение вещей не должно быть поводом для отсутствия в соответствующих законодательных документах положений о сфере применения каких-либо норм. Кстати, в украинско-американской Конвенции об избежании двойного налогообложения определение «Соединенные Штаты Америки» содержит ссылку на подчиненные этой стране территории, которые исключаются из сферы применения данного договора. Поэтому наличие подобных оговорок в украинско-британском договоре исключило бы двоякое трактование в части правомерности распространения его положений в отношении зависимых территорий Соединенного Королевства.
В заключение следует отметить, что к точке зрения ГНАУ в данном случае стоит все же прислушаться, хотя бы потому, что ответ получен фактически из «первых уст» – от органа государства, зависимой территорией которого являются Британские Виргинские острова. Поэтому налогообложение доходов нерезидента, находящегося на указанной территории, следует осуществлять в соответствии с правилами, установленными Законом о прибыли без учета Конвенции, то есть по ставке 15%.
Array
Похожие записи
Является ли гарантийное письмо должника документом?
02.12.2003
Один из супругов имеет право на владение долей в ООО
08.04.2008
НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.11.2007