ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИМПОРТНОГО ТОВАРА И ДАТА ОТРАЖЕНИЯ ВАЛОВЫХ РАСХОДОВ
Таможенное оформление импортного товара начато 25.12.2009 г. В ГТД таможенная и фактурная стоимость товара определены по курсу евро на указанную дату. Соответственно сумма НДС, которую необходимо уплатить при растаможивании, рассчитана из этой таможенной стоимости. В связи с отсутствием у предприятия денежных средств НДС уплачен 14.01.2010 г. Курс евро на дату окончательного оформления ГТД (15.01.2010 г.) по сравнению с датой, когда товар попал под таможенный контроль (25.12.2009 г.), значительно вырос.
По состоянию на какую дату следует использовать курс валюты при расчете валовых расходов по приобретению товара? В Законе о прибыли1 сказано, что это — дата получения товара. Что считать датой получения: день, когда было начато таможенное оформление, или день окончательного оформления ГТД?
Кадровий аутсорсинг
![Разработка сметной документации](https://www.buhgalteria.com.ua/wp-content/uploads/2020/03/kadroviy-autsorsing.jpg)
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
![Акт виконаних робіт](https://ukrsmeta.ua/wp-content/uploads/2016/11/obgruntuvannya-metodiki-rozrahunku.jpg)
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
![Оформление инвесторской и договорной документации](https://ukrsmeta.ua/wp-content/uploads/2016/06/proverka-smet-1.jpg)
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
![ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИМПОРТНОГО ТОВАРА И ДАТА ОТРАЖЕНИЯ ВАЛОВЫХ РАСХОДОВ](IMG/transp-1x1.gif)
Как следует из содержания поставленного вопроса, резидент-импортер не перечислял нерезиденту предоплату. Ведь если б она была, то сумма валовых расходов формировалась бы исходя из балансовой стоимости перечисленной нерезиденту валюты и подобные вопросы вряд ли возникли.
При формировании «импортных» валовых расходов налогоплательщик-покупатель должен руководствоваться пп.11.2.3 ст.11, пп.7.3.2 и пп.7.3.1 ст.7 Закона о прибыли. Так, согласно пп.7.3.2 ст.7 Закона о прибыли расходы налогоплательщика, осуществленные (начисленные) в связи с приобретением у нерезидентов товаров (работ, услуг), определяются в сумме балансовой стоимости иностранной валюты, рассчитанной, в частности, на основании норм пп.7.3.1 ст.7 данного Закона. Поскольку налогоплательщик-покупатель еще не перечислил нерезиденту валюту, то можно говорить не об осуществленных им расходах, а лишь о начисленных. И если эту норму связать с упомянутым выше пп.7.3.1, то сумму начисленных в иностранной валюте расходов следует пересчитать в гривни по официальному (обменному) курсу НБУ на дату такого начисления.
К сожалению, в Законе о прибылиотсутствуют нормы, которые давали бы четкий ответ на вопрос, что следует понимать под начислением валовых расходов. Вместе с тем существует подпункт, четко определяющий дату возникновения валовых расходов в рассматриваемой ситуации. Это пп.11.2.3 ст.11, в котором написано, что датой увеличения валовых расходов при приобретении товаров у нерезидентов является дата оприходования таких товаров. Ни в налоговом законодательстве, ни в документах, регулирующих бухгалтерский учет, нет определения термина «оприходование». На практике под этим понимают возможность отражения стоимости приобретенного товара в учете2. А это возможно либо при поступлении товара на склад покупателя-резидента, либо при передаче товара под материальную ответственность физического лица — представителя предприятия-покупателя. По мнению автора, ввиду отсутствия нормативно утвержденного определения термина «оприходование» предприятие вправе сделать соответствующую оговорку во внутренних документах (например, в приказе об учетной политике). Но какое бы событие предприятие не считало оприходованием товаров, для отражения их стоимости в учете необходимо:
– чтобы такие товары были признаны активами;
– наличие первичного документа3.
Во-первых, согласно ст.1 Закона о бухучете4активами могут быть признаны «ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем». Если по импортному товару не закончено таможенное оформление и, соответственно, не составлена ГТД, то, по мнению автора, рано утверждать, что нерастаможенный товар — это ресурсы, контролируемые предприятием. То есть признать такой товар активом и отразить его стоимость в учете некорректно.
Во-вторых, любая хозяйственная операция (в том числе и оприходование товара) должна отражаться в учете на основании первичного документа. При отсутствии ГТД с указанием количества и стоимости ввозимого товара невозможно составить первичный документ (например, приходный ордер, акт, накладную). Хотя в некоторых случаях такой документ пытаются составить на основании инвойса, что, по мнению автора, также некорректно.
Таким образом, курс евро, установленный НБУ на дату начала таможенного оформления (в вопросе — 25.12.2009 г.), не может использоваться для расчета суммы валовых расходов. Если внутренним документом предприятия (в частности, приказом об учетной политике) предусмотрено, что оприходование товара — это признание товара активом с соответствующим отражением на счетах учета (есть переход права собственности, возможность свободно распоряжаться товаром и т.д.), то датой оприходования будет дата окончательного оформления ГТД (15.01.2010 г.). Соответственно, валовые расходы будут рассчитаны исходя из курса НБУ на эту дату. Если же по учетной политике предприятия оприходованием является размещение товара на складе предприятия, то необходимо учитывать и курс НБУ, установленный также на названную дату. А вот отсутствие на предприятии каких-либо единых правил определения даты оприходования приводит к возникновению вопросов, подобных заданному нашим читателем.
Array
Похожие записи
![Валовые расходы и стоимость оплачиваемых арендодателю коммунальных услуг](https://www.buhgalteria.com.ua/wp-content/plugins/Releated_posts/images/def-similar.png)
Валовые расходы и стоимость оплачиваемых арендодателю коммунальных услуг
25.05.2001
![СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД](https://www.buhgalteria.com.ua/wp-content/plugins/Releated_posts/images/def-similar.png)
СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
20.04.2011
![НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛИЧНОСТИ](https://www.buhgalteria.com.ua/wp-content/plugins/Releated_posts/images/def-similar.png)
НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛИЧНОСТИ
11.06.2012