Выписка и получение налоговых накладных на АЗС водителями автотранспортного предприятия
Автотранспортное предприятие, направляя водителей в командировки в различные города, столкнулось с проблемой выписки и получения налоговых накладных на АЗС. Работники АЗС отказываются их выписывать на месте и предлагают подъехать в офис головного предприятия и там все оформить. Как должно поступить в данном случае автотранспортное предприятие, поскольку без налоговых накладных предприятие не сможет включить уплаченные при покупке топлива суммы НДС в налоговый кредит? Как правильно заполнить Книгу учета приобретений, если нет налоговой накладной?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Данный вопрос возникает очень часто, поскольку всем известно, что на обыкновенной заправке, кроме чека, получить какие-либо другие документы невозможно. И даже если у оператора или кассира на АЗС будет возможность распечатать налоговую накладную, то вряд ли они смогут ее заверить печатью — она находится на головном предприятии, то есть у юридического лица, являющегося плательщиком НДС. Кроме того, со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что работнику АЗС вряд ли предоставят полномочия подписывать налоговые накладные покупателям топлива.
В качестве выхода из данной ситуации можно предложить следующее.
1. При розничной продаже топлива, в том числе в случаях, когда оплату осуществляет физическое лицо — водитель автотранспортного предприятия, продавец должен выдать кассовый чек, подтверждающий продажу бензина или дизельного топлива, с выделением в нем суммы НДС отдельной строкой. Выдача такого чека свидетельствует, что продавцом при такой продаже начислена, а покупателем уплачена конкретная сумма налога. И поскольку согласно пп.7.4.1 ст.7 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС) налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов производства (обращения), то у автотранспортного предприятия, на котором работает такой водитель (он же является подотчетным лицом), есть основание для включения уплаченных сумм НДС в налоговый кредит. Но это основание (право), с точки зрения Закона об НДС, будет полным лишь в том случае, если у предприятия есть документальное подтверждение — выданная продавцом налоговая накладная. Без такой накладной не разрешается включать в налоговый кредит любые расходы по уплате налога (пп.7.4.5 ст.7 Закона об НДС). В случае, если оператор или кассир АЗС не может, а точнее, не имеет права выдавать налоговую накладную водителю, существует два варианта решения вопроса.
Первый — это воспользоваться нормой пп.7.2.6 ст.7 Закона об НДС, согласно которой налоговая накладная не выписывается, а соответственно, покупатель не может требовать ее выдачи, если объем разовой продажи составляет не более 20 грн. В таких случаях основанием для увеличения сумм налогового кредита для покупателя является лишь выданный на АЗС кассовый чек. Но как поступить, если объем продажи превысил 20 грн. (а это по сегодняшним ценам стоимость приблизительно 20 л самого дешевого бензина)? В таком случае можно посоветовать водителю попросить оператора разбить всю сумму покупки на несколько частей, и каждая из этих частей должна составлять не более 20 грн. На каждую такую частичную покупку водитель сможет получить кассовый чек, и именно на основании этих чеков автотранспортное предприятие включит НДС, уплаченный в стоимости приобретенного топлива, в налоговый кредит. Для оператора на АЗС разделить сумму одной продажи на несколько более мелких не представляет особой сложности1.
Второй (теоретически возможный, но не рекомендуемый!) — это применение автотранспортным предприятием нормы пп.7.2.6 ст.7 Закона об НДС, согласно которому в случае, если продавец нарушил порядок выписки налоговой накладной по требованию покупателя, такой покупатель имеет право включить суммы налога в налоговый кредит без налоговой накладной. Для этого автотранспортному предприятию — покупателю топлива следует обратиться до конца текущего отчетного налогового периода с соответствующим заявлением в ГНИ по своему местонахождению. К заявлению должны быть приложены копии чеков, подтверждающие приобретение топлива. Своевременно поданное заявление является основанием для включения в налоговый кредит суммы НДС, уплаченной в связи с приобретением топлива на АЗС. Но повторим, что это очень конфликтный вариант, поскольку продавец фактически никому не отказывал в выдаче налоговой накладной из-за отсутствия требования о ее выдаче. Однако в Законе об НДС упоминания о письменном требовании нет. В оправдание своих действий автотранспортное предприятие может утверждать о том, что оно требовало от продавца выдачу налоговой накладной в устной форме (непосредственно на АЗС или по телефону в головное предприятие), но получило отказ.
Подытоживая вышесказанное, рекомендуем при осуществлении закупок топлива на АЗС воспользоваться первым вариантом, то есть попросить кассира разбить сумму покупки на более мелкие, до 20 грн. каждая.
2. В том случае, если на АЗС осуществляется закупка топлива на значительные суммы, дробление всей суммы на более мелкие весьма длительный и проблематичный процесс (например, представьте себе лицо кассира, у которого просят выдать более 20 чеков в случае покупки 300 л дизельного топлива). Например, в этом случае возможна оплата с использованием платежной карточки, заправочных ведомостей или специальных талонов2. Но во всех этих случаях для подтверждения права на налоговый кредит необходимо будет получить у продавца налоговую накладную — для таких форм расчета за приобретенные товары исключений в Законе об НДС не существует. При этом для оформления налоговой накладной все же придется подъехать в головной офис продавца топлива.
Порядок отражения в Книге учета приобретения товаров (работ, услуг)3 операции по приобретению товаров без налоговых накладных ничем не отличается от порядка отражения приобретения товаров, сопровождаемого выдачей налоговых накладных. Но в этом случае особенностью учета будет то, что в гр.2 и 3 («дата получения» и «номер») Книги учета приобретения товаров (работ, услуг) ставится дата получения и номер кассового чека. Также хотелось бы отметить, что если в этой Книге не будет заполнена графа, идентифицирующая поставщика (продавца), то это не должно считаться ошибкой (не всегда из чека можно определить все реквизиты продавца). Но все же рекомендуем при заправке автотранспортных средств на АЗС записывать название и адрес юридического лица и, по возможности, его индивидуальный налоговый номер.
Array
Похожие записи
Учет улучшения основных фондов группы 1 при расторжении договора аренды
30.11.2011
ПРОДАЖА КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВ
22.11.2006
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНЫХ УСЛУГ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
31.10.2005