Возвратная финансовая помощь - Как отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете?
Учредитель частного предприятия в 2002 году предоставил предприятию беспроцентную возвратную финансовую помощь сроком на 10 лет. Данная помощь не была учтена в налоговом учете как доходы предприятия. Какие финансовые санкции могут быть применены к предприятию? В 2004 году учредитель решил увеличить уставный фонд на сумму предоставленной финпомощи. Как отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Вначале рассмотрим порядок налогообложения возвратной финансовой помощи, предоставленной предприятию в 2002 году. На то время Закон о прибыли прямо не предусматривал включение в состав валового дохода такой помощи. Однако ГНАУ придерживалась иной точки зрения (письмо от 22.11.2002 г. № 7909/6/15-23161). Аргументы, выдвигаемые ею, строились следующим образом.
В соответствии с пп.7.9.1 ст.7 Закона о прибыли, в валовой доход не включаются и не подлежат налогообложению денежные средства, привлеченные плательщиком налога, в частности, в связи с получением плательщиком налога финансовых кредитов от других лиц-кредиторов. Под термином «финансовый кредит», согласно пп.1.11.1 ст.1 Закона о прибыли, понимаются денежные средства, предоставляемые банком-резидентом или нерезидентом, квалифицированным как банковское учреждение, или резидентами и нерезидентами, имеющими статус небанковских финансовых учреждений, в заем юридическому лицу на определенный срок, для целевого использования и под процент. Поскольку учредитель — физическое лицо не является ни банковским учреждением, ни небанковским финансовым учреждением, денежные средства, предоставленные им, не считаются финансовым кредитом. Следовательно, сумма возвратной финансовой помощи, полученной предприятием, должна была быть включена, по мнению ГНАУ, в валовой доход согласно пп.4.1.6 ст.4 Закона о прибыли, как доходы от внереализационных операций.
В тот период в ходе проверок многим налогоплательщикам удавалось отстаивать возможность невключения суммы финпомощи в валовой доход. И основанием для этого была формулировка п.4.1 ст.4 Закона о прибыли, согласно которому валовой доход включает общую сумму дохода от всех видов деятельности. Определение термина «доход» в Законе о прибыли отсутствует. Согласно же п.5 ПБУ-15, доход признается при увеличении актива или
уменьшении обязательства, которые обусловливают увеличение собственного капитала предприятия. В результате получения возвратной финансовой помощи происходит увеличение актива (предприятие получает денежные средства), но вместе с тем увеличивается задолженность предприятия перед лицом, предоставившим помощь. Таким образом, не происходит увеличение собственного капитала. Следовательно, нет дохода и нет валового дохода в целях налогообложения. Против налогообложения возвратной финансовой помощи возражали также Госкомпредпринимательства (письма от 04.08.2000 г. № 2-222/2717 и от 25.09.2001 г. № 2-222/5839), Государственный комитет промышленной политики Украины (письмо от 01.08.2000 г. № 01/1-2-363).
После внесения Законом № 349 изменений в Закон о прибыли, которые вступили в силу в
2003 году, вопрос о налогообложении до 2003 года возвратной помощи окончательно был решен в пользу налогоплательщиков. Согласно п.1 раздела ІІ «Переходные положения» Закона № 349 «возвратная финансовая помощь, предоставленная до момента вступления в силу настоящего Закона, облагается налогом по правилам, действовавшим на момент ее предоставления. При этом если плательщик налога включил суммы такой возвратной помощи в состав валовых доходов в соответствии с разъяснениями контролирующих органов, такой плательщик налога имеет право включить суммы такой возвратной финансовой помощи (ее части) в состав валовых расходов по результатам налогового периода, в котором происходит ее возврат. Это правило действует до 1 января 2004 года».
Из приведенной нормы Закона № 349 относительно «старой» финпомощи можно сделать два основных вывода. Во-первых, ранее помощь не нужно было включать в валовой доход. Поэтому никакие штрафные санкции к предприятию не могут быть применены. Но если все-таки налогоплательщик включил сумму финпомощи в доход «в соответствии с разъяснениями контролирующих органов» (читайте — под давлением контролирующих органов), то при ее возврате такой налогоплательщик имеет право на валовые расходы (в сумме погашаемой задолженности). Во-вторых, для отражения в налоговом учете «старой» возвратной финпомощи законодатели установили временное ограничение — до 01.01.2004 г. Весьма некорректная фраза «это правило действует» привела к тому, что в начале 2004 г. между налогоплательщиками и контролирующими органами возник спор: какое именно правило имеется в виду: возможность включить в расходы возвращаемую в 2004 г. сумму или возможность не включать в доход непогашенную на 01.01.2004 г. сумму полученной ранее финпомощи?
Мнение ГНАУ, высказанное в письме от 17.02.2004 г. № 1110/6/15-13162, достаточно однозначно: сумма невозвращенной на 01.01.2004 г. финансовой помощи облагается налогом в соответствии с правилами, определенными абзацем третьим пп.4.1.6 ст.4 Закона о прибыли. Поскольку в рассматриваемом случае финпомощь получена от неплательщика налога на прибыль (физического лица), то сумма, которая осталась невозвращенной на конец первого отчетного периода (квартала) 2004 г., должна быть включена в валовой доход предприятия. В дальнейшем по мере погашения задолженности возвращаемая сумма финпомощи включается в валовые расходы предприятия в отчетном периоде, в котором был осуществлен возврат.
Что же касается увеличения уставного фонда на сумму задолженности по возвратной финансовой помощи, то такое увеличение возможно только в виде зачета двух задолженностей и только после того, как в устав будут внесены соответствующие изменения относительно размера уставного фонда. В налоговом же учете операция по увеличению уставного фонда не отражается, а операция по зачету задолженностей рассматривается как возврат финансовой помощи (то есть сумма погашенной задолженности включается в валовые расходы).
В бухгалтерском учете эта операция отразится следующим образом:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Дебет | Kредит | Сумма, грн. |
А | Б | В | Г | |
Операции, отраженные до 2004 года | ||||
1 | Получена возвратная финансовая помощь | 301, 311 | 505 | 30000 |
2 | Отражена в составе текущей задолженности по долгосрочным обязательствам сумма долгосрочной задолженности, срок погашения которой наступил | 505 | 611 | 20000 |
3 | Отражено частичное погашение задолженности перед займодавцем | 611 | 301, 311 | 20000 |
Операции, отраженные в 2004 году | ||||
4 | Отражено увеличение уставного капитала | 46 | 40 | 10000 |
5 | Отражен зачет задолженности по взносу в уставный капитал в счет задолженности по возвратной финансовой помощи | 505 | 46 | 10000 |
Array
Похожие записи

Предоплата по договору аренды складских помещений
15.07.2003

Продолжительность выплаты пособий по инвалидности работающим пенсионерам
30.01.2001

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
23.03.2006