Упрощенная система налогообложения и перечисления в Пенсионный фонд
Должен ли предприниматель, работающий по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, удерживать из заработной платы наемных работников и перечислять в Пенсионный фонд Украины сбор на обязательное государственное пенсионное страхование по ставке 1% либо 2%?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Статьей 6 Указа № 7461 установлено, что плательщик единого налога не является плательщиком сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.
Данная норма Указа вполне логична, поскольку согласно его статьям 2 и 3 42% сумм единого налога, поступивших от плательщиков единого налога (как физических, так и юридических лиц) на счета отделений Государственного казначейства Украины, подлежат перечислению в Пенсионный фонд Украины. И если бы они отдельно уплачивали еще и сбор в Пенсионный фонд, то это привело б к очевидному двойному налогообложению. В то же время следует отметить, что от уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование в соответствии со ст.6 Указа № 746 освобождается именно сам субъект малого предпринимательства, но не его наемные работники, которые не являются плательщиками единого налога.
В тексте Указа № 746 содержится еще одна норма, касающаяся сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и имеющая самое прямое отношение к предпринимателям, уплачивающим единый налог. В соответствии с абзацем четвертым ст.2 этого Указа субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо, уплачивающее единый налог, освобождается от обязанности начисления, отчисления и перечисления в государственные целевые фонды сборов, связанных с выплатой заработной платы работникам, состоящим с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи.
Именно эта недостаточно четко сформулированная норма и послужила причиной появления двух принципиально разных подходов к анализируемой проблеме.
Первый из них изложен в информационном письме Госкомпредпринимательства Украины от 24.10.2001 г. № 1-221/63462. В этом разъяснении уточнено, что работающие по упрощенной системе субъекты предпринимательской деятельности — физические лица освобождаются от обязанности начисления, отчисления и перечисления «сборов на обязательное государственное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай безработицы как из собственных доходов предпринимателя и членов его семьи, так и из заработной платы наемных работников». Причем далее в этом же письме подчеркивается, что юридические лица — плательщики единого налога, несмотря на то, что они не являются плательщиками сборов (взносов) в Пенсионный фонд и Государственный фонд содействия занятости населения, обязаны удерживать такие сборы с доходов наемных работников. То есть Госкомпредпринимательства понимает слова начисление, отчисление и перечисление в самом широком смысле, включая и удержание сбора из дохода наемных работников, хотя слово удержание в тексте Указа № 746 отсутствует.
Второй подход содержится в письме Пенсионного фонда Украины от 18.07.2000 г. № 624/Л-53. Аргументация этого письма сводится к тому, что согласно Закону № 4004физические лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), и физические лица, выполняющие работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам, в том числе члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, определены плательщиками сбора по ставке 1% или 2% от совокупного налогооблагаемого дохода, исчисленного в соответствии с законодательством Украины. Поэтому наемные работники субъекта предпринимательской деятельности — физического лица, уплачивающего единый налог, не освобождены от уплаты сбора в размере 1% или 2% (объект для начисления сбора у них имеется). Следовательно, плательщик единого налога обязан удерживать из заработной платы наемных работников сбор в размере 1%, 2% и перечислять его в Пенсионный фонд по месту регистрации с последующим представлением отчетности в установленный срок.
Этот же подход применен и в Инструкции о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.10.2001 г. № 16-6. Согласно пп.4.1.9 п.4.9 данной Инструкции после регистрации (а регистрация предпринимателей — плательщиков единого налога, имеющих наемных работников, является обязательной) такому плательщику сбора выдается уведомление по специальной форме (приложение 2а), в котором говорится только о сборе по ставке 1% или 2%, причем сбор этот назван «отчислением» (единственный случай применения этого слова в действующем пенсионном законодательстве).
Самое интересное, что аргументация как первого, так и второго подходов соответствует действующему законодательству. Получается, что наемные работники физического лица — плательщика единого налога являются плательщиками пенсионного сбора по ставке 1% или 2% (поскольку выплачиваемые наемным работникам доходы подлежат обложению подоходным налогом), но сам субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо, который выступает налоговым агентом по этому сбору, освобожден от перечисления сбора в Пенсионный фонд. Но при этом какой-либо механизм самостоятельного погашения такими наемными работниками своих обязательств перед Пенсионным фондом отсутствует, хотя от погашения таких обязательств их никто не освобождал.
В соответствии со ст.11 Закона Украины от 19.10.2000 г. № 2063-III «О государственной поддержке малого предпринимательства» упрощенная система налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности предусматривает «замену уплаты установленных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) уплатой единого налога». Применительно к рассматриваемому вопросу это означает, что плательщик единого налога погашает свои обязательства перед Пенсионным фондом, но не в виде сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, а в виде части единого налога. Вместе с тем в этом законодательном акте отсутствует даже намек на то, что единым налогом могут быть заменены обязательства лиц, которые не являются его плательщиками.
Поэтому, по мнению автора, более правомерным представляется все же второй подход, хотя в связи с отсутствием однозначного понимания этой проблемы безусловно требуется ее четкое законодательное урегулирование.
Array
Похожие записи

НАЛОГОВАЯ НАКЛАДНАЯ: ПЕРЕВОЗКА ЛЬГОТНОЙ ПРОДУКЦИИ
03.03.2008

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ
14.10.0201

НАЛОГ НА РЕКЛАМУ: СХЕМА ВЗИМАНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В ДЕКЛАРАЦИИ
15.09.2009