ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
В 2009 году у частного предпринимателя — плательщика единого налога среднеучетное количество работающих инвалидов превысило 8 человек. В марте 2010 года от Фонда социальной защиты инвалидов поступило письмо с требованием зарегистрироваться в фонде и заплатить штрафные санкции. Правомерны ли такие требования фонда?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов

Для всех работодателей, в том числе частных предпринимателей, у которых работает восемь и более наемных лиц, в соответствии со ст.19 Закона № 8751установлено обязательство создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов. При этом не имеет значения, каким видом деятельности частные предприниматели занимаются или по какой системе налогообложения они уплачивают налоги: общей или упрощенной. Предприниматели в соответствии с Порядком регистрации2 также должны быть зарегистрированы в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) по месту своей государственной регистрации.
Если у работодателя количество работающих увеличивается до восьми в течение года, то в соответствии с п.3 Порядка регистрации он должен зарегистрироваться в отделении Фонда до 1 февраля года, следующего за годом увеличения количества работающих. То есть частный предприниматель в нашем случае должен был зарегистрироваться в отделении Фонда по месту своей государственной регистрации до 1 февраля 2010 года. Ответственность за несвоевременную регистрацию в отделении Фонда законодательством не установлена. Однако штрафные санкции придется уплатить по другим причинам (связанным с трудоустройством инвалидов).
В частности, предприниматель до 1 марта 2010 года должен был представить в отделение Фонда форму № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» (далее — отчет)3. В соответствии со ст.1881КоАП4непредставление этого отчета влечет за собой наложение на должностных лиц, пользующихся правом принимать на работу и увольнять с работы, и на предпринимателей, использующих наемный труд, штрафа от 10 до 20 ннмдг5, то есть от 170 до 340 грн. Как указано в п.5 письма Фонда от 28.02.2007 г. № 1/6-1106, конкретный размер штрафа устанавливается судом.
Кроме того, скорее всего представители Фонда будут требовать от предприятия уплаты административно-хозяйственной санкции в соответствии со ст.20 Закона № 875, а именно в размере половины средней годовой заработной платы7. Ведь исходя из требований ст.19 Закона № 875 предприниматель должен был создать 1 рабочее место для инвалида, если численность работающих у него лиц увеличилась до восьми. Невыполнение этого норматива является основанием для уплаты указанной санкции. К предпринимателю также может быть применен административный штраф за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере от 10 до 20 ннмдг, то есть от 170 до 340 грн. (ст.1881КоАП).
Однако по поводу применения административно-хозяйственной санкции в соответствии со ст.20 Закона № 875 и административного штрафа по ст.1881КоАП отметим, что они должны применяться только тогда, когда работодатель не трудоустраивает лиц, направленных к нему уполномоченными органами. Ведь в соответствии с частью третьей статьи 181Закона № 875 государственная служба занятости осуществляет поиск подходящей работы в соответствии с рекомендациями медико-санитарной экспертной комиссии, имеющимися у инвалида квалификацией и знаниями, с учетом его пожеланий. То есть работодатель должен создать эти рабочие места, но не обязан сам искать лиц для трудоустройства. Об этом свидетельствует ряд судебных решений, в том числе постановление Верховного Суда Украины от 02.02.2010 г. № 10/03, в котором указано, что на работодателя «не может быть возложена ответственность за ненаправление уполномоченными органами необходимого количества инвалидов для трудоустройства, отсутствие в населенном пункте по месту нахождения Общества инвалидов, которые желают трудоустроиться».
В нашей ситуации в соответствии с п.3 Порядка регистрации предприниматель должен был зарегистрироваться в отделении Фонда до 1 февраля 2010 года. Следовательно, фактически трудоустроить инвалида предприниматель мог только после указанной даты, ведь раньше государственная служба занятости не имела формальных оснований для направления к предпринимателю лиц для трудоустройства. Это в свою очередь означает, что нет оснований для ответственности предпринимателя за невыполнение в 2009 году норматива, предусмотренного ст.19 Закона № 875, то есть он не должен уплачивать административно-хозяйственную санкцию в соответствии со ст.20 Закона № 875. На основании указанных причин предприниматель также не может быть привлечен к уплате административного штрафа за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов (ст.1881КоАП).
Array
Похожие записи

ПРОДАЖА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ОБЫЧНЫЕ ЦЕНЫ
16.02.2009

Агентство по договору с издательством выполняет посреднические услуги по обслуживанию подписчиков
28.05.2001

Предприятие потребительской кооперации вышло из системы Укоопсоюза и намеревается заниматься торговлей товарами народного потребления
01.02.2002