ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ: ОБЯЗАТЕЛЬСТВО РАБОТОДАТЕЛЯ ИЛИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ?
Среднеучетная численность штатных работников учетного состава предприятия в 2011 году составила 90 человек. В связи с этим на предприятии должно было быть создано четыре рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии со ст.19 Закона № 8751. В отчете по форме № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий» предприятие информировало в течение 2011 года центр занятости по месту своей регистрации о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов. И хотя фактически в течение 2011 года на предприятии работало 5 инвалидов в разные периоды, среднеучетная численность инвалидов за год составила 3 человека. Может ли Фонд социальной защиты инвалидов применить санкции к предприятию, если центр занятости не направил на предприятие ни одного инвалида для трудоустройства?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Подобные ситуации возникают на многих предприятиях. Как правило, при наличии обстоятельств, указанных в вопросе, Фонд социальной защиты инвалидов применяет к предприятиям административно-хозяйственную санкцию, предусмотренную частью первой ст.20 Закона № 875. В частности, за каждое рабочее место, предназначенное на предприятии для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом, применяется санкция в размере средней годовой заработной платы на этом предприятии, а для предприятий, на которых работают от 8 до 15 человек, — в размере половины средней годовой заработной платы.
Действительно, в соответствии с частью второй ст.19 указанного Закона работодатели (в том числе частные предприниматели), у которых работают 8 и более человек, должны самостоятельно рассчитать количество рабочих мест для трудоустройства и обеспечить трудоустройство инвалидов. Но что означает обязательство работодателя обеспечить трудоустройство инвалидов? Вполне понятно, что исполнить это обязательство без помощи государственной службы занятости работодатель не может. Именно поэтому в части третьей ст.18 Закона № 875 предусмотрено, что работодатели должны предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов. С этой целью используется отчет по форме № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий», который представляется при наличии вакансий у работодателя. В свою очередь, государственная служба занятости, которая ведет реестр безработных инвалидов, в соответствии со ст.181 Закона № 875 должна осуществлять поиск подходящей работы в соответствии с рекомендациями МСЭК, имеющимися у инвалида квалификацией и знаниями, с учетом его пожеланий. То есть для предприятия, которое не имеет доступа к такому реестру, найти инвалида, которого бы устраивала работа на данном предприятии, не так уж и просто.
Таким образом, обязательство работодателя обеспечить трудоустройство инвалидов нельзя увязывать с обязательством предприятия искать таких лиц. Законодательство обязывает работодателя создать для инвалидов соответствующие рабочие места и провести их аттестацию, уведомить об имеющихся вакансиях государственную службу занятости и принять на работу инвалида, который был направлен этой службой либо обратился сам за трудоустройством. Подтверждается это также судебной практикой.
Имеется ряд судебных решений, в которых суды указывают на то, что не соответствует Закону № 875 применение штрафных санкций к предприятию, на которое центром занятости не направлялись инвалиды для трудоустройства, несмотря на то, что предприятие информировало о наличии соответствующих вакансий. В частности, в постановлении Верховного Суда Украины от 31.01.2011 г. по делу 21-60а10 указано, что на предприятие, которое осуществило все зависящие от него мероприятия по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, не может быть возложена ответственность за то, что государственная служба занятости не направила на это предприятие необходимое количество инвалидов для трудоустройства, а также за то, что в населенном пункте по месту нахождения предприятия отсутствуют инвалиды, которые бы желали трудоустроиться.
По сути, подобные выводы были также сделаны в определении Высшего административного суда Украины от 26.01.2011 г.: «обязанность предприятия по созданию рабочих мест для инвалидов не сопровождается его обязанностью подбирать и трудоустраивать инвалидов на созданные рабочие места».
Таким образом, если в данной ситуации Фондом социальной защиты инвалидов к предприятию будет применена административно-хозяйственная санк¬ция за невыполнение норматива трудоустройства инвалидов, такое решение Фонда может быть обжаловано предприятием в судебном порядке.
Array
Похожие записи
ДЕЛЕНИЕ ОТПУСКА
26.05.2011
Заемщик хочет выкупить свой вексель у торговца ценными бумагами
12.05.2003
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ И «ГРЯЗНЫЙ» СБОР
26.11.2008