Ставка НДС применяется к операциям по предоставлению услуг по международным перевозкам
Украинское автотранспортное предприятие предоставляет услуги по регулярным перевозкам пассажиров из Украины в другие страны и обратно собственными транспортными средствами. Для осуществления этих перевозок с предприятиями-нерезидентами заключены договоры на обслуживание рейсов на территории других стран: предоставление платформы для транспорта и посадки пассажиров, разработка графиков движения и высадки-посадки пассажиров в городах за пределами Украины, продажа билетов и др. За предоставленные услуги эти предприятия оставляют себе часть выручки от продажи билетов. Как ставка НДС применяется к операциям по предоставлению услуг по международным перевозкам? Необходимо ли обложить НДС стоимость предоставленных предприятиями-нерезидентами услуг?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Для ответа на вопросы сначала рассмотрим составляющие стоимости билета на автобус, осуществляющий международные перевозки пассажиров по маршруту: место отправления (Украина) – место назначения (другая страна) – место возвращения (Украина). Основная составляющая – это стоимость самих перевозок пассажиров и их багажа транспортными средствами, которая включает в себя стоимость расходов на эксплуатацию транспортных средств, в том числе, расходов на заправку транспортных средств горючим и оплату труда водителей. Другая составляющая – это дополнительные расходы, которые необходимы для качественного выполнения услуг по международным автоперевозкам. В частности, к таким расходам относятся расходы на приобретение разных разрешений для осуществления международных перевозок, расходы на покупку разных товаров или получение необходимых работ (услуг), без которых нельзя осуществлять такие перевозки.
Понятно, что без разрешений иностранных государственных органов о рейсовых перевозках и говорить нечего. Тем более невозможно осуществлять перевозку пассажиров без согласованных графиков движения и остановок, расписаний времени отправления-прибытия, без осуществления обслуживания пассажиров и транспортных средств на автостанциях, продажи на этих автостанциях билетов как гражданам Украины, так и иностранцам. В качестве компенсации за предоставленные услуги предприятия-нерезиденты оставляют у себя часть выручки от продажи билетов, что вполне объяснимо, поскольку эти предприятия несут определенные расходы при обслуживании транспортных средств и пассажиров.
Теперь о налоге на добавленную стоимость.
Согласно пп.6.2.4 ст.6 Закона Украины от
03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон об НДС) операции по предоставлению транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами таможенной границы Украины, а именно: от пункта за пределами государственной границы Украины до пункта проведения таможенных процедур по выпуску пассажиров или грузов из-под таможенного контроля на таможенную территорию Украины (включая внутренние таможни); от пункта проведения таможенных процедур по выпуску пассажиров или грузов за пределы таможенной границы Украины (включая внутренние таможни) до пункта вне пределов государственной границы Украины; между пунктами вне пределов таможенной границы Украины. Учитывая эту норму Закона, украинский автоперевозчик должен разбить протяженность маршрута на две части: одна – по таможенной территории Украины (до/после) проведения таможенных процедур по выпуску пассажиров или грузов из-под таможенного контроля с (на) таможенной(ю) территории(ю) Украины, вторая – за пределами таможенной границы Украины. Первая часть является операцией, которая подлежит обложению НДС по ставке 20 процентов, поскольку она предоставлена и проведена на таможенной территории Украины, а вторая – по нулевой ставке НДС. Вторая часть приведенного пп.6.2.4 в этом случае не имеет особого значения, поскольку агентские или комиссионные операции с транспортными билетами и др. за пределами Украины осуществляет нерезидент, на которого украинское законодательство не должно распространяться.
Что касается необходимости обложения НДС услуг, полученных от иностранных предприятий при обслуживании транспортных средств и пассажиров, отметим следующее. Согласно пп.3.1.2 ст.3 Закона об НДС объектом налогообложения являются операции налогоплательщиков по получению работ (услуг), предоставляемых нерезидентами для их использования или потребления на таможенной территории Украины. Услуги нерезидентов по предоставлению платформы для транспорта и посадки пассажиров, разработке графиков движения автотранспорта, продаже билетов и др. украинским автоперевозчиком потребляются фактически за пределами таможенной территории Украины. Эти услуги предоставляются и потребляются в той стране, в которой находится транспортное средство (можно привязать к объекту эксплуатации – платформе или автостанции). Таким образом, в этом случае объекта налогообложения НДС как такового нет.
Дополнительным подтверждением является и то, что в этом случае отсутствует база налогообложения, порядок определения которой установлен другой нормой этого Закона, а именно ст.4. Так, согласно п.4.3 ст.4 для работ (услуг), которые выполняются (предоставляются) нерезидентами на таможенной территории Украины, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких работ (услуг).
Учитывая обе приведенные нормы Закона (п.3.21 и п.4.3), можно с уверенностью утверждать, что в случае получения от нерезидента работ (услуг), предоставление и потребление которых происходит за пределами Украины, украинскому заказчику выплачивать НДС как по импорту услуг не стоит. И даже в случае, если при определенных обстоятельствах (например, по «совету» в местной ГНИ) автотранспортное предприятие исчислит и включит НДС по импорту услуг в налоговое обязательство, то эта сумма налога уже в следующем налоговом периоде должна быть включена в налоговый кредит и будет подлежать возмещению из бюджета1.
Array
Похожие записи
Налоговые обязательства по НДС
26.02.2003
ОБЫЧНЫЕ ЦЕНЫ И ПРИЛОЖЕНИЕ 5 К ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС
14.06.2010
НДС: ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРОДАЖА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
24.10.2005