РАСХОДЫ НА МЕДОСМОТР РАБОТНИКОВ
Наше производство не входит в перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профмедосмотрам. Может ли руководство предприятия по собственной инициативе организовать для своих сотрудников медосмотр, оплатив его стоимость учреждению здравоохранения? Включается ли в таком случае стоимость медосмотра в валовые расходы предприятия как расходы на мероприятия по охране труда? Облагается ли стоимость медосмотра налогом с доходов физических лиц как доходы, полученные в неденежной форме?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
К сожалению, в вопросе не указаны причины, побудившие руководство предприятия к проведению медицинского осмотра сотрудников, а также не указан основной вид деятельности предприятия. Поэтому мы вынуждены дать общий ответ на поставленный вопрос.
Дело в том, что медицинский осмотр работников может проводиться как в рамках мероприятий по охране труда (ст.17 Закона Украины «Об охране труда» в редакции Закона от 21.11.2002 г. № 229-IV (далее – Закон об охране труда)), так и мероприятий по обеспечению санитарного или эпидемиологического благополучия населения (ст.26 Закона Украины от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» (далее — Закон № 4004)).
Статьей 17 Закона об охране труда предусмотрено, чтоработодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при принятии на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть необходимость в профессиональном отборе, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года. Как видим, если на предприятии работают сотрудники в возрасте до 21 года, то для них ежегодные медицинские осмотры за счет работодателя в любом случаеобязательны. Для определения круга прочих лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, необходимо руководствоваться:
* п.1.7 Положения о медицинском осмотре работников определенных категорий, утвержденного приказом МЗО Украины от 31.03.94 г. № 45 (далее – Положение № 45), согласно которому периодические медицинские осмотры проводятся для лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, в соответствии с Перечнем вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, во время работы с которыми обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (приложения 1, 2 к приказу Минздрава СССР от 29.09.89 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»);
* приложением 1 к Положению № 45, в котором приведен Перечень профессий, работники которых подлежат обязательному медицинскому осмотру.
В случае, если условия работы, либо профессии работников предприятия соответствуют положениям указанных документов, то у предприятия есть основание утверждать, что медосмотр проведен в рамках мероприятий по охране труда, и сумма расходов на проведение такого медосмотра включается в состав валовых расходов (пп.5.2.1 ст.5 Закона о прибыли)1.
Если же ни один из указанных перечней не применим для предприятия, все равно у работодателя есть шанс увязать медосмотр с мероприятиями по охране труда. Для этого необходимо воспользоваться положениями ст.20 Закона об охране труда, в которой сказано, что в коллективном договоре стороны предусматривают обеспечение социальных гарантий в области охраны труда на уровне, не ниже чем предусмотрено законодательством, а также определяют источники финансирования указанных мероприятий. Справедливость данного утверждения подтверждается также и положениями ст.7 Закона Украины от 01.07.93 г. № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях», в которой говорится, что коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии. Следовательно, в коллективном договоре может быть предусмотрено, что работники предприятия несмотря на то, что они не попадают в круг лиц, для которых ст.17 Закона об охране труда установлены обязательные медицинские осмотры, обязаны их проходить, и расходы на такие медосмотры будут покрываться за счет средств предприятия При этом понесенные предприятием расходы также могут быть включены в состав валовых расходов на основании пп.5.2.1 ст.5Закона о прибыликак расходы на охрану труда, предусмотренные коллективным договором.
Если же оллективный договор не содержит условий о проведении обязательных медицинских осмотров и при этом предприятие не может воспользоваться указанными перечнями, а также на предприятии нет лиц, в возрасте до 21 года, то доказать связь расходов на медицинские осмотры с охраной труда будет крайне сложно.
С другой стороны, вполне возможно, предприятию больше подойдет норма ст.26 Закона № 4004, согласно которой работники предприятий пищевой промышленности и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических, дошкольных и учебно-воспитательных учреждений, объектов коммунально-бытового обслуживания, иных предприятий, учреждений организаций, профессиональная или прочая деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных заболеваний, возникновению пищевых отравлений, а также работники занятые на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные (до приема на работу) и периодические медицинские осмотры; обязательные ежегодные осмотры проходят также лица в возрасте до 21 года. Данная статья не устанавливает исчерпывающего перечня случаев проведения обязательных медицинских осмотров. Следовательно, даже если в ней и не назван вид деятельности предприятия, но при этом профессиональная или иная деятельность предприятия связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных заболеваний, возникновению пищевых отравлений, то работники предприятия обязаны проходить обязательные медицинские осмотры. Что касается покрытия расходов на проведение таких осмотров, то согласно ст.3 Закона № 4004 финансирование санитарных и противоэпидемиологических мероприятий, а также программ обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия, других программ, направленных на профилактику заболеваний населения, осуществляются за счет средств государственного и местного бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, а также внебюджетных средств. Как видим, средства работников предприятий не названы в составе источников финансирования мероприятий по обеспечению санитарного и эпидемиологического благополучия населения, а следовательно, расходы на проведение таких медицинских осмотров должно нести предприятие. Причем эти расходы должны включаться в состав валовых расходов предприятия на основании пп.5.2.1 ст.5 Закона о прибыли как расходы, связанные с ведением производства, продажей продукции (работ, услуг).
Если же и данный вариант не приемлем, то предприятию не рекомендуется включать расходы на медосмотр в валовые расходы, поскольку доказывать взаимосвязь таких расходов с деятельностью предприятия будет очень и очень сложно.
Переходя к вопросу налогообложения стоимости медицинского осмотра у физических лиц сразу же отметим, что Закон Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее – Закон № 889) не дает однозначного, прямого ответа на поставленный вопрос. Его нормы, с одной стороны, позволяют органам ГНС говорить о необходимости отнесения стоимости медицинского осмотра к составу доходов с соответствующим налогообложением, а с другой, – дают налогоплательщикам основание утверждать обратное. Как поступить в этой непростой ситуации, каждый должен решить сам.
Эта неоднозначность выражается в следующем.
Согласно пп.4.2.9 «г» ст.4 Закона № 889 в состав общего месячного налогооблагаемого дохода включается доход, полученный плательщиком налога от его работодателя как дополнительное благо, а именно: в виде суммы денежного или имущественного возмещения каких-либо расходов или потерь плательщика налога, кроме тех, которые подлежат обязательному возмещению в соответствии с законом за счет бюджета или освобожденных от налогообложения согласно
этому Закону. На первый взгляд все просто: если медицинские осмотры согласно закону являются
обязательными и их проведение финансируется в обязательном порядке работодателем, значит, стоимость таких медосмотров не должна включаться в состав налогооблагаемого дохода сотрудников. Но это, к сожалению, только на первый взгляд, поскольку в данном подпункте указано, что в состав налогооблагаемого дохода не включаются только те суммы, которые подлежат обязательному возмещению в соответствии с законом за счет бюджета. Определение термина «бюджет» можно найти в п.1 части 1 ст.2 Бюджетного кодекса Украины, и убедиться, что средства предприятия не могут быть отнесены к бюджетным. Из этого органы ГНС могут сделать простой вывод, что, поскольку законом установлено обязательное возмещение расходов на медицинские осмотры не за счет бюджета, а за счет предприятия, то стоимость такого медицинского осмотра должна быть включена в состав налогооблагаемого дохода сотрудников.
Можно ли возражать против такого подхода к пп.4.2.9 «г» ст.4 Закона № 889? И да, и нет.
Да, так как в пп.4.2.9 «г» ст.4 Закона № 889 говорится, что в состав налогооблагаемого дохода включаются дополнительные блага не все подряд, а только те, которые поступают в виде суммы денежного или имущественного возмещения каких-либо расходов или потерь плательщика налога. Поскольку в рассматриваемом случае нет никакого возмещения (в прямом смысле этого слова), а есть оплата стоимости медицинского осмотра, которая поступает от работодателя непосредственно медицинскому учреждению, то норма пп.4.2.9 «г» ст.4 Закона № 889 неприменима к данной ситуации.
Нет, потому что подход, основанный на том, что в состав налогооблагаемого дохода не включаются только те суммы, которые подлежат обязательному возмещению в соответствии с законом за счет бюджета, с формальной точки зрения безупречен.
Однако это не единственная норма Закона № 889, дающая возможность неоднозначного толкования. Согласно пп.4.3.22 ст.4 Закона № 889 в состав общего месячного налогооблагаемого дохода не включаются денежные средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемые как помощь на лечение или медицинское обслуживание плательщика налога его работодателем за счет денежных средств, которые остаются после налогообложения такого работодателя налогом на прибыль предприятия, при наличии соответствующих подтверждающих документов, кроме расходов, указанных в подпунктах «а» – «з» пп.5.3.4 ст.5 этого Закона. Казалось бы, эта норма Закона дает основание не включать в состав налогооблагаемого дохода стоимость медицинского осмотра. Однако это не совсем так.
Внимательное прочтение приведенной нормы оставляет больше вопросов, чем ответов. Например, что такое«денежные средства, которые остаются после налогообложения работодателя налогом на прибыль предприятия»? Закон о прибыли не использует такого понятия! Лишь в некоторых его статьях идет речь о прибыли (не путать с денежными средствами, поскольку с точки зрения Закона о прибыли это совершенно разные понятия), остающейся после налогообложения. А ведь обязательным условием невключения в состав налогооблагаемого дохода стоимости медицинского осмотра как раз и является осуществление предприятием таких расходов за счет этого непонятного источника. Поскольку такой источник законом точно не определен, то, следовательно, отсутствует реальная возможность воспользоваться положениями пп.4.3.22 ст.4 Закона № 889.
Или другой вопрос: что делать предприятию, не являющемуся плательщиком налога на прибыль предприятий? А ведь таких предприятий немало.
Ответов на эти вопросы Закон № 889 не дает.
Подытоживая анализ положений Закона № 889, можно только повторить уже сказанное, а именно: хотя прямо данный Закон и не устанавливает, что в состав налогооблагаемого дохода физического лица включается стоимость медицинского осмотра, проведенного за счет средств работодателя, точно так же прямо и не говорится об обратном.
Array
Похожие записи
Предприятие покупает за наличность товары у нескольких поставщиков
07.03.2001
ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА
27.02.2007
Совокупный налогооблагаемый доход работника сумму средств, которые уплачиваются предприятием за обучение детей этого работника в гимназии
06.09.2001