РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ: ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
На предприятии созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов, но инвалиды не работают. Правомерно ли взыскание Фондом защиты инвалидов штрафных санкций? Существует ли судебная практика по этому вопросу?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Судебная практика по вопросу правомерности взыскания штрафов с предприятий за то, что на специально созданных рабочих местах не работают инвалиды, существует. И довольно часто решать подобные вопросы приходится именно в суде, так как нормы законодательства, регламентирующие данный вопрос, выписаны недостаточно четко.
Напомним, что требования об установлении норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов содержатся в ст.19 Закона № 8751. В ней указано: «руководители предприятий (объединений), учреждений и организаций независимо от формы собственности и хозяйствования в случае необеспечения указанных нормативов несут ответственность в установленном законом порядке». Таким образом, ответственность, предусмотренная ст.20 Закона № 875 в виде штрафа, наступает в случае несоздания рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а не в случае фактического отсутствия инвалидов на предприятии. Такой точки зрения придерживается и Госкомпредпринимательства. В своем письме от 30.03.2005 г. № 2247 он указывает, что «... статьей 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» определено, что трудоустройство инвалидов осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов.
Таким образом, нормами действующего законодательства относительно социальной защищенности инвалидов на предприятие возложена обязанность по созданию определенного количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а не трудоустраивать их на созданные рабочие места».
Создаваться рабочее место для инвалида должно в соответствии с Положением о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденным постановлением КМУ от 03.05.95 г. № 314 «Об организации рабочих мест и трудоустройстве инвалидов».
В соответствии с п.5 данного Положения «предприятия разрабатывают мероприятия по созданию рабочих мест для инвалидов, включают их в коллективный договор, информируют центры занятости, местные органы социальной защиты населения и отделения Фонда социальной защиты инвалидов о создании (приспособлении) рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Рабочее место должно быть аттестовано специальной комиссией предприятия с участием представителей МСЭК, органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов.
Поэтому предприятием должны быть выполнены все указанные условия Положения для создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики, органы местного самоуправления или общественные организации инвалидов должны трудоустраивать на них инвалидов, как это предусмотрено ст.18 Закона № 875. Тогда рабочие места считаются созданными. Но предприятие не может отвечать за действия (бездействие) представителей указанных организаций, поэтому и отвечать за невыполнение последней стадии процедуры создания рабочего места путем трудоустройства инвалидов не должно.
Обобщая судебную практику, можно сказать, что суды также приходят к мнению о том, что согласно требованиям Закона № 875 предприятия должны самостоятельно проявить инициативу и создать у себя места для трудоустройства инвалидов согласно установленным нормативам, провести их аттестацию, проинформировать соответствующие госучреждения о созданных аттестованных рабочих местах, но обязанность трудоустраивать инвалидов на них действующим законодательством не возложена. Поэтому и применение штрафных санкций за нетрудоустройство инвалидов на созданные рабочие места неправомерно. Подтверждением служит постановление Верховного Суда Украины от 08.02.2005 г. № 17/20, в котором указано, что «...поскольку ответчиком приняты все предусмотренные действующим законодательством меры по обеспечению трудоустройства инвалидов, на него не может быть возложена ответственность за ненаправление уполномоченными органами необходимого количества инвалидов для трудоустройства, отсутствие инвалидов, которые желают трудоустраиваться».
Array
Похожие записи

Предприятие купило на аукционе нежилое помещение
30.01.2001

Состав валовых расходов и дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности
15.03.2001

Уменьшение валовых доходов в связи с уменьшением цены
30.05.2001