Применение при исчислении подоходного налога с граждан показателя не облагаемого налогом минимума доходов граждан
Как известно, в Конституционном Суде Украины в ближайшее время будет рассмотрено представление народных депутатов Украины относительно правомерности применения при исчислении подоходного налога с граждан показателя не облагаемого налогом минимума доходов граждан в соответствии с Указом Президента Украины «Об увеличении не облагаемого налогом минимума и ставках прогрессивного налогообложения доходов граждан» вместо показателя минимальной заработной платы, предусмотренного Декретом КМУ «О подоходном налоге с граждан».О вынесении отдельных судебных решений в пользу истцов, которые считают, что исчисление должно осуществляться в порядке, установленном Декретом КМУ, газета «Бухгалтерия» уже писала*, но хотелось бы знать, какие аргументы приводят специалисты государственной налоговой службы в пользу вышеупомянутого Указа Президента?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Действительно, в начале этого года в Конституционном Суде Украины планируется рассмотрение указанного в вопросе дела. При этом аргументы ГНС в пользу действия Указа Президента Украины от 13.09.94 г. № 519/94 «Об увеличении не облагаемого налогом минимума и ставках прогрессивного налогообложения доходов граждан» (далее — Указ № 519/94) и правомерности применения не облагаемого налогом минимума доходов граждан при исчислении подоходного налога с граждан заключаются в следующем.
1. В конституционном представлении народных депутатов Украины подчеркивается, что налогообложение физических лиц должно осуществляться на основании Декрета № 13-92, который имеет силу закона.
Этот Декрет был издан КМУ в порядке осуществления делегированных ему ВРУ полномочий по законодательному регулированию отношений, в частности, налогообложения. Эти полномочия возлагались на КМУ в соответствии с Законом Украины от 18.11.92 г. № 2796-XII «О временном приостановлении полномочий Верховной Рады Украины, предусмотренных пунктом 13 статьи 97 Конституции Украины, и полномочий Президента Украины, предусмотренных пунктом 7-4 статьи 114-5 Конституции Украины».
По действующей на то время Конституции Украины 1978 года (в редакции Закона Украины от 19.12.92 г. № 2885-XII) Декрет КМУ, изданный в соответствии с делегированными Правительству полномочиями, имеет силу закона и может быть отменен или изменен ВРУ после окончания срока делегирования полномочий КМУ законами Украины (ст.97-1 и 120 Конституции).
После окончания срока осуществления Правительством предоставленных ему Законом № 2796-ХII делегированных полномочий, ВРУ в течение 1993 года приняла ряд решений, которыми устанавливались размеры минимальной заработной платы (далее — мзп) и минимальной пенсии по возрасту (в частности, постановления ВРУ от 01.06.93 г. № 3243-XII,
от 27.08.93 г. № 3415-ХII и от 25.11.93 г. № 3653-XII). Этими постановлениями ВРУ поручала КМУ пересмотреть не облагаемый налогом минимум доходов граждан (далее — нмдг) и ставки прогрессивного налогообложения (хотя ставки подоходного налога с граждан были определены Декретом № 13-92, а размер мзп установлен Декретом КМУ от 29.12.92 г. № 19-92 «О повышении минимальных размеров заработной платы и пенсии»).
КМУ, соответственно, рядом постановлений определил размер нмдг и ставки их прогрессивного налогообложения (постановление КМУ от 10.06.93 г. № 433 «Об увеличении не облагаемого налогом минимума доходов граждан и ставках их прогрессивного налогообложения», одноименные постановления от 10.09.93 г. № 719, от 14.12.93 г. № 1032).
Таким образом, на момент издания Указа № 519/94 вопросы о размере нмдг и ставках прогрессивного налогообложения регулировались не законом или Декретом № 13-92, а подзаконными актами — постановлениями КМУ.
В соответствии с п.7-4 ст.114-5 Конституции Украины 1978 года Президент Украины был наделен полномочиями издавать указы по не урегулированным законами Украины вопросам экономической реформы, которые действуют до принятия соответствующих законов. В соответствии с этой нормой и был издан Указ № 519/94, который в данное время действует с учетом последних изменений, внесенных Указом Президента Украины от 21.11.95 г. № 1082/95.
2. В конституционном представлении указано, что в соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» и Законом Украины «О порядке установления ставок налогов и сборов (обязательных платежей), других элементов налоговых баз, а также льгот по налогообложению»** ставки, размеры налогов в Украине должны устанавливаться только законом (в том числе приравненным к нему Декретом КМУ), но ни в коем случае не подзаконными актами, в частности указами Президента Украины.
Как уже указывалось, действующая на момент издания Указа № 519/94 Конституция Украины предоставляла право главе государства решать вопрос законодательного регулирования. Поэтому приведенное утверждение народных депутатов Украины представляется несоответствующим содержанию указанной нормы Конституции 1978 года.
Что же касается того, что народные депутаты Украины ссылаются на Закон Украины от 14.10.98 г. № 171-ХIV «О порядке установления ставок налогов и сборов (обязательных платежей), других элементов налоговых баз, а также льгот по налогообложению», то следует отметить следующее. Нормы Закона вступили в силу со дня его опубликования (17.12.98 г.) и определяли порядок установления или изменения ставок налогов и сборов, других элементов налоговых баз, льгот по налогообложению. Поскольку этот Закон согласно ст.58 Конституции Украины не имел обратного действия во времени, его нельзя применять относительно правомерности издания Указа № 519/94 и отношений, которые возникли и закончились до принятия Закона. Поэтому ссылка на этот Закон является неправомерной.
3. В конституционном представлении указывается, что изданный до утверждения действующей на сегодняшний день Конституции Украины Указ № 519/94 не должен применяться, принимая во внимание положения п.1 раздела XV «Переходные положения» Основного Закона Украины. Этим пунктом, в частности, установлено, что законы и другие нормативные акты, принятые до вступления в силу Конституции, являются действующими в части, не противоречащей Конституции Украины.
Очевидно, что действие нормативного акта, принятого до вступления в силу Конституции Украины, должно обусловливаться его соответствием установленным Конституцией нормам материального права, например, определенным общим принципам построения государства, государственной власти в Украине, правам, свободам и обязанностям человека и гражданина и т.п.
Что же касается места соответствующего акта в иерархии нормативных актов Украины, статуса органа, издавшего такой акт, то, по мнению органов ГНС, эти вопросы не могут рассматриваться как определяющие соответствие или противоречие акта действующей Конституции Украины. В противном случае сегодня не должны применяться из-за противоречия Конституции Украины, например, упоминавшиеся декреты КМУ. Ведь в действующей Конституции Украины ни разу не упоминается о полномочиях КМУ в сфере законодательного регулирования, например, отношений собственности, предпринимательской деятельности, кредитно-финансовой системы, налогообложения и т.д. Эти вопросы статьей 92 Конституции Украины отнесены к сфере исключительного регулирования законами Украины.
Между тем декреты КМУ, которые Конституцией 1978 года были наделены силой закона, действуют и сейчас, парламент Украины вносит в них многочисленные изменения и дополнения (кстати, по процедуре, которая была определена упомянутой выше ст.97-1 опять же Конституции 1978 года).
Следует также учитывать, что конституционное регулирование вопросов налогообложения общегосударственными налогами и сборами, не является детальным: собственно Закон, который бы урегулировал вопросы обложения подоходным налогом с граждан, до сих пор не принят. Эти обстоятельствах могут констатировать, что Указ № 519/94, который был принят в пределах конституционных полномочий Президента Украины, действующей Конституции Украины не противоречит.
4. Особо следует отметить, что действие Указа, о котором идет речь, и легитимность применения его норм неоднократно подтверждались парламентом путем принятия соответствующих законов. Так, например, законами о госбюджете Украины, начиная с 1995 года, утверждались объемы поступлений подоходного налога с граждан, которые исчислялись по ставкам и с учетом нмдг, определенными именно Указом № 519/94.
5. В завершение отметим следующее.
На сегодняшний день размер нмдг установлен Указом № 519/94 и составляет 17 грн. Пунктом 4 Постановления ВРУ от 07.04.95 г. № 130/95-ВР «О введении в действие Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 1995 год», в частности, было установлено, что размеры административных штрафов, налагаемых и взыскиваемых ГНИ, которые ранее исчислялись в соотношении с мзп, должны исчисляться в соотношении с размером установленного действующим законодательством нмдг за месяц.
С тех пор в законах при определении санкций в виде штрафа критерием его размера стал нмдг. В частности, Кодексом Украины об административных правонарушениях определено, что размеры штрафов, налагаемых за админправонарушения, исчисляются исходя из размера нмдг. Исчисление размеров штрафов, налагаемых как наказание за совершение преступлений, исходя из нмдг, предусмотрено и в Уголовном кодексе Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III (ст.53).
Учитывая вышеуказанное и то, что отсутствует соответствующий закон, который бы определял размер нмдг, отмена Указа № 519/94, изданного Президентом Украины в соответствии с действующей на то время Конституцией 1978 года и в пределах предоставленных Президенту конституционных полномочий, может привести к образованию пробела в законодательстве, который практически сделает невозможным применение соответствующих норм действующих законов Украины, и, в первую очередь, Кодекса Украины об админправонарушениях, Уголовного кодекса Украины.
*См. газету «Бухгалтерия», 2001 г., № 39/2 (454), с. 16 — 20 (прим. ред.).
**Закон утратил силу в связи с истечением срока его действия (прим. ред.).
Array
Похожие записи
РЕОРГАНИЗАЦИЯ КООПЕРАТИВА В ООО
15.07.2004
ВОССТАНОВЛЕНИЕ В УЧЕТЕ ОШИБОЧНО СПИСАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
27.05.2010
ПРОДАЖА ГСМ ПО «ЧУЖИМ» ТАЛОНАМ
26.01.2005