Предприятие заключило с нерезидентом договор о ремонте автотранспорта за рубежом
Предприятие заключило с нерезидентом договор о ремонте автотранспорта за рубежом. Необходимо ли уплачивать НДС с узлов и деталей, которые будут заменены в процессе ремонта, при въезде автотранспорта на территорию Украины, или услуги по ремонту, замене узлов и деталей следует рассматривать как импорт услуг?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Сначала рассмотрим вопрос необходимости уплаты НДС при въезде автотранспорта на таможенную территорию Украины. Из условий вопроса непонятно, в каком режиме был вывезен автотранспорт за границу для проведения ремонта. Вероятнее всего, он был оформлен в таможенном режиме временного вывоза и после ремонта подлежит обязательному обратному ввозу. На сегодняшний день ремонт импортной техники по месту ее изготовления (или продажи) весьма эффективен, поскольку не всегда есть возможность провести необходимые работы по ремонту, переоборудованию и т.д. по месту ее использования. Кроме того, не следует забывать и о качестве, которое могут гарантировать производители на свои узлы, детали, а также о качестве предоставляемых ими услуг. В Порядке применения таможенного режима временного ввоза (вывоза), утвержденном приказом Гостаможслужбы Украины от 28.03.2000 г. № 173, за-регистрированным в Минюсте Украины 27.04.2000 г. № 250/4471 (далее - Порядок), определен перечень товаров, которые могут пропускаться в режиме временного вывоза. И хотя в этом перечне нет такой категории, как товары (техника), вывозимые с целью ремонта (в то же время при временном ввозе такая категория существует!), Гостаможслужба имеет право для отдельных операций применять режим временного вывоза (последний абзац п.1.2 Порядка). После окончания срока временного вывоза товары, в данном случае автотранспорт, должны быть ввезены на таможенную территорию Украины или заявлены в таможенном режиме "экспорт". Последнее условие предназначено для товаров, которые не ввозятся обратно в Украину.
Будем считать, что с режимами таможенного оформления автотранспорта все более-менее ясно. Что касается необходимости уплаты НДС, то при ввозе отремонтированного автотранспорта на таможенную территорию Украины уплачивать НДС с импорта деталей и узлов нет необходимости, так как предприятие не заключало внешнеэкономический договор на импорт товаров - узлов и деталей. Также на сегодняшний день не существует порядка таможенного оформления работ и услуг в связи с отсутствием их как объекта таможенного оформления. Работу или услугу нельзя "пощупать" при таможенном оформлении, нельзя увидеть ее объем, реальность получения или предоставления. Конечно, во время проведения таможенных процедур таможенник поинтересуется номерами агрегатов и кузовов автотранспортных средств, сравнит их с номерами, указанными в представленных декларантом документах. Но это необходимо для оформления транспортного средства, а не услуги по его ремонту.
Таким образом, данную операцию можно рассматривать как импорт услуг. Напомним, что в соответствии с пп.3.1.2 ст.3 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон об НДС) объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков по ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины и получению работ (услуг), предоставляемых нерезидентами для их использования или потребления на таможенной территории Украины, в том числе операции по ввозу (пересылке) иму-щества по договорам аренды (лизинга), залога и ипотеки. Эта норма в Законе об НДС предусмотрена на основании существующих международных норм применения косвенных налогов. НДС - это налог на потребление, и он должен уплачиваться при импорте (будь-то товаров или услуг) потребителем в стране назначения. А поскольку НДС с работ, услуг не могут взимать таможенные органы, его должны взимать другие органы - налоговые. Не может же быть так, чтобы субъект и объект налогообложения были, а налог не уплачивался, и при этом контролирующие органы ничего не делали бы. Не в той еще стране мы живем, чтобы так доверять плательщику, который эти органы и содержит. Органы налоговой службы, ссылаясь непосредственно на пп.3.1.2 Закона об НДС, требуют от субъектов предпринимательской деятельности, получающих услуги от нерезидентов, уплачивать НДС как с импорта услуг. При этом не было б вопросов у контролирующих органов и проблем у налогоплательщиков, если б в этом же Законе не было еще одного пункта, а именно п.4.3, которым для таких случаев дано определение базы налогообложения. Так, в соответствии с этим пунктом базой налогообложения для работ (услуг), выполняемых (предоставляемых) нерезидентами на таможенной территории Украины, является договорная контрактная стоимость таких работ (услуг). Налицо парадокс нашего налогового законодательства: есть объект, есть плательщик (п.2.2 ст.2 предусмотрено, что плательщиком НДС является лицо, которое ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию Украины или получает от нерезидента работы (услуги) для их использования или потребления на таможенной территории Украины), даже есть момент возникновения даты налоговых обязательств (пп.7.3.6 ст.7), а базы налогообложения нет, то есть она есть, но ограничена территориально получением услуг от нерезидента лишь в Украине. На страницах рубрики уже рассматривались вопросы, связанные с обложением НДС услуг, предоставленных нерезидентом (см. "Бухгалтерию", 2000 г. № 18 (381), стр.116; 2001 г., № 4 (419), стр.111, № 16/1 (431), стр. 57-58), в которых авторы аргументировали неначисление и неуплату НДС в таких случаях. Но в рассматриваемых тогда ситуациях фактическое потребление услуг происходило за рубежом. В данном же случае фактическое потребление услуги будет происходить однозначно в Украине - техника будет использоваться в Украине, то есть объект налогообложения налицо, но, как было указано выше, при полном отсутствии установленной Законом об НДС базы налогообложения.
Учитывая все приведенное выше, можно сделать следующие выводы.
1. При импорте услуг на таможне НДС не взимается. Ну не могут таможенники взимать налог с того, что физически не перемещается через таможенную границу. Также таможенные органы вряд ли будут требовать уплаты НДС с имущества, которое было вывезено в режиме временного вывоза и теперь ввозится обратно (см. п.98 приложения 10 к приказу Гостаможслужбы Украины от 09.07.97 г. № 307 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (в редакции приказа Гостаможслужбы Украины от 24.05.2000 г. № 300)).
2. У плательщика в данном случае есть возможность не уплачивать НДС в связи с отсутствием законодательной базы - услуги нерезидентом на таможенной территории Украины не предоставлялись.
3. Предположим, налогоплательщик - добросовестный, он начислил на полученные от нерезидента услуги по ремонту автотранспортных средств налоговые обязательства по НДС. Ну не заметил он, что нет у него для этого базы налогообложения. Ну не хочет предприятие иметь неприятности с налоговой инспекцией и включит "импортный" НДС в Декларацию. Но начисленные таким образом в этом налоговом периоде суммы налога при импорте услуг все равно в следующем отчетном периоде будут включены в налоговый кредит, то есть будут подлежать возмещению. Такое возмещение должно осуществляться независимо от того, перечислил плательщик сумму НДС с импорта услуг в бюджет или нет. Внимательное ознакомление с п.5.7 Порядка заполнения и представления налоговой Декларации по НДС, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166, в редакции от 02.11.2000 г. № 568, дает бухгалтеру все основания включить начисленную, повторим: начисленную, а не уплаченную сумму НДС с импорта услуг уже в следующем отчетном периоде в налоговый кредит, не дожидаясь перечисления денег в бюджет. И об этом не надо забывать.
4. Мы снова столкнулись с несоответствием между собой отдельных норм отечественного законодательства. И это даже не в разных законах, а в одном - Законе Украине "О налоге на добавленную стоимость", который вместе с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" является для бухгалтера одним из основных для налогообложения проведенных предприятием операций.
Array
Похожие записи
Ставка НДС при предоставлении посреднических услуг по трудоустройству за границей
31.03.2003
НДС И ИМПОРТ ТОВАРОВ: СКИДКИ ОТ НЕРЕЗИДЕНТА
14.02.2010
Задолженность Государственного бюджета перед предприятием по НДС
02.07.2002