Предприятие предоставляло туристические услуги без наличия соответствующей лицензии
На предприятии, являющемся лечебно-профилактическим заведением и имеющем необходимую лицензию Минздрава, управлением по защите прав потребителей была проведена проверка. По результатам проверки было установлено, что предприятие предоставляло туристические услуги без наличия соответствующей лицензии. Вследствие этого был наложен административный штраф на директора и существует угроза применения к предприятию финансовых санкций.
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Имеют ли право работники управления по защите прав потребителей осуществлять такую проверку? Необходимо ли наличие лицензии на предоставление туристических услуг?
Правовые основы защиты прав потребителей в Украине, а также перечень органов, осуществляющих государственную защиту прав потребителей в Украине, их функции, полномочия и права определены Законом Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей». Как отмечается в его ст.1, законодательство Украины о защите прав потребителей состоит из этого Закона и других актов законодательства, которые издаются в соответствии с ним.
Функции, права и полномочия органов исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей регламентированы ст.5 данного Закона. В частности, такие органы осуществляют государственный контроль за соблюдением различными хозяйствующими субъектами законодательства Украины по защите прав потребителей и имеют право:
1) проверять у субъектов хозяйственной деятельности качество услуг, соблюдение обязательных требований о безопасности услуг, а также соблюдение правил предоставления услуг;
2) принимать решение о прекращении предоставления услуг, не отвечающих условиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, — до устранения выявленных нарушений.
Закон Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III
«О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее — Закон о лицензировании) определяет виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, порядок их лицензирования, устанавливает государственный контроль в сфере лицензирования, ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства о лицензировании. К субъектам хозяйствования за осуществление хозяйственной деятельности без лицензии применяются финансовые санкции, причем решение о взыскании штрафов принимается органом, на который согласно действующему законодательству возложены функции контроля за наличием лицензий (ст.22). Хотя этим Законом конкретно не установлен такой государственный орган, однако, по мнению автора, таким органом может быть либо специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, либо (и) орган лицензирования. В рассматриваемом случае специальным органом по вопросам лицензирования является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (согласно ст.2 Указа Президента Украины от 25.05.2000 г. № 721/2000), а органом лицензирования может быть орган, уполномоченный рассматривать вопросы лицензирования туристической деятельности (согласно постановлению КМУ от 14.11.2000 г. № 1698), то есть Государственный комитет Украины по вопросам молодежи, спорта и туризма.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что органы по защите прав потребителей не наделены полномочиями осуществлять контроль за наличием лицензий на право ведения того или иного вида деятельности у хозяйствующих субъектов.
Чтобы ответить на вопрос о необходимости наличия отдельной лицензии на предоставление туристических услуг, прежде всего необходимо выяснить, занимается ли предприятие туристической деятельностью, поскольку согласно п.50 ст.9 Закона о лицензировании организация иностранного, внутреннего, зарубежного туризма подлежит лицензированию. Основные понятия и термины, связанные со сферой туризма, определены Законом Украины от 15.09.95 г. № 324/95-ВР «О туризме» (далее — Закон о туризме). Согласно данному Закону туристическая деятельность — это деятельность по предоставлению разнообразных туристических услуг в соответствии с требованиями этого Закона и других актов законодательства Украины; туристические услуги — это услуги субъектов туристической деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги заведений культуры, спорта, быта, развлечений и т.п., направленные на удовлетворение нужд туристов.
Пунктом 2 ст.13 Закона о туризме определен перечень видов туристической деятельности, подлежащих лицензированию, а именно:
— организация приема и обслуживание иностранных туристов в Украине (иностранный туризм);
— организация приема и обслуживание отечественных туристов в Украине (внутренний туризм);
— организация туристических поездок за пределы Украины (зарубежный туризм);
— экскурсионная деятельность;
— организация массового и оздоровительно-спортивного туризма.
Этим же Законом (ст.14) установлено, что субъектами лицензирования являются: туристические агентства, бюро путешествий, бюро экскурсий, экскурсионные бюро, бюро по приему туристов, туристические операторы, гостиницы, мотели, кемпинги, туристические комплексы и базы, другие юридические лица независимо от форм собственности и физические лица, которые осуществляют туристическую деятельность, предусмотренную их уставами или положениями.
Как указано в вопросе, предприятие является лечебно-профилактическим заведением и имеет соответствующую лицензию Минздрава. Основы законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801-XII (далее — Основы) определяют правовые, организационные, экономические и социальные основы здравоохранения в Украине, регулируют общественные отношения в этой отрасли. В соответствии со ст.3 Основ заведениями здравоохранения являются предприятия, учреждения и организации, задачей которых является обеспечение разнообразных нужд населения в отрасли здравоохранения путем предоставления медико-санитарной помощи, включая широкий спектр профилактических и лечебных мероприятий или услуг медицинского характера, а также выполнение других функций на основании профессиональной деятельности медицинских работников. Медико-санитарная помощь — это комплекс специальных мероприятий, направленных на содействие улучшению здоровья, повышение санитарной культуры, предотвращение заболеваний и инвалидности, на раннюю диагностику, помощь лицам с острыми и хроническими заболеваниями и реабилитацию больных и инвалидов.
Статьей 16 Основ установлено, что непосредственную охрану здоровья населения обеспечивают санитарно-профилактические, лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные, санаторно-курортные, аптечные, научно-медицинские и другие заведения здравоохранения. Санаторно-курортные заведения осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законодательством о курортах (ст.67 Основ), то есть предоставляют гражданам услуги лечебного, профилактического и реабилитационного характера с использованием природных лечебных ресурсов. В то же время Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике1 определяют медицинскую практику как деятельность, связанную с комплексом специальных мероприятий, направленных на содействие улучшению здоровья, повышение санитарной культуры, предотвращение заболеваний и инвалидности, на диагностику, помощь лицам с острыми и хроническими заболеваниями и реабилитацию больных и инвалидов. Следовательно, деятельность санаторно-курортных заведений подлежит лицензированию как осуществление медицинской практики (ст.9 Закона о лицензировании).
Из вышеизложенного следует, что санаторно-курортные заведения, предоставляющие медико-санитарную помощь, являются заведениями здравоохранения и их деятельность нельзя признать туристической, и следовательно, им нет необходимости получать лицензию на право предоставления туристических услуг2.
Array
Похожие записи

«ВНУТРЕННИЕ» ШТРАФЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ
23.08.2006

ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ: СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТНЫЙ СЕРТИФИКАТ
23.08.2006

Оплачиваемый отпуск принятому по переводу (п.5 ст.36 КЗоТ) работнику
07.06.2001