ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: УВОЛЬНЕНИЕ НАЕМНОГО РАБОТНИКА
Работник был принят на работу к частному предпринимателю в 2001 г. по трудовому договору, заверенному печатью ГНИ. Об этом была сделана соответствующая запись в трудовой книжке. Печати у частного предпринимателя нет. Возникла необходимость уволить работника. Как известно, ГНИ уже этим не занимается. Центр занятости перерегистрировать данный договор на себя отказывается.
1. Если уволить работника и представить об этом сведения в систему персонифицированного учета, не будет ли проблем со стажем (в систему персонифицированного учета данные представлялись в полном объеме)?
2. Запись об увольнении сделать можно, но так как печати у частного предпринимателя нет заверить ее нечем.
Имеются ли в данной ситуации отрицательные моменты? Каким образом можно их избежать? Кто может заверить такую запись?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Прежде всего, отметим, что специальный порядок оформления трудовых отношений работников с физическими лицами (в том числе и с предпринимателями) появился лишь с вступлением в силу приказа Министерства труда и социальной политики Украины от 08.06.2001 г. № 260 «Об утверждении Формытрудового договора между работником и физическим лицом и Порядка регистрации трудового договора между работником и физическим лицом» (далее — Приказ № 260). До этого трудовые договоры (чаще они назывались трудовые соглашения) с наемными работниками действительно заверялись в ГНИ. Приэтом запись в трудовую книжку не делалась, так как считалось, что работа у предпринимателя для наемного работника является работой по совместительству. Трудовой стаж в данном случае подтверждался в соответствии с Порядком подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденным постановлением КМУ от 12.08.93 г. № 637. Данным порядком предусмотрено, что в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи о периодах работы, для подтверждения трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и сведения о выплате заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры, а также другие документы, содержащие сведения о периодах работы. В соответствии со ст.56 Закона Украины от 05.11.91 г. № 1788-XII «О пенсионном обеспечении», с изменениями и дополнениями, в стаж работы зачисляется любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины). Поскольку при исчислении дохода для работников-совместителей с их заработной платы отчислялись взносы в Пенсионный фонд Украины, период работы по совместительству зачислялся таким работникам в общий трудовой стаж.
С момента вступления в силу Приказа № 260(20.07.2001 г.) предприниматели, имеющие наемных работников, должны были переоформить трудовые договоры с ними в соответствии со специальным Порядком, утвержденным данным приказом. С указанной даты трудовые отношения предпринимателей с наемными работниками должны были трансформироваться: согласно трудовым договорам, оформленным в соответствии с Приказом № 260, работа у предпринимателей могла быть оформлена как основное место работы с внесением записи в трудовую книжку или как место работы по совместительству (без оформления трудовой книжки), если у работника основное место работы уже имелось. Как при условии работы по основному месту, так и при условии работы по совместительству предприниматель должен был производить отчисления от заработной платы работников в Пенсионный фонд Украины. С 2000 г. все перечисленные с заработной платы пенсионные взносы учитываются в Системе персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования (СПУС). Данные в эту систему попадают из отчетности по персонифицированному учету, которую представляет предприниматель. До 2005 г. отчетность по персонифицированному учету составляется согласно нормам п.9 Инструкции о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступлений в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.10.2001 г. № 16-6. С 2005 г., начиная с данных за 2004 г., отчетность должна представляться в соответствии с Порядком формирования и представления органам Пенсионного фонда Украины сведений о застрахованном лице, которые используются в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 10.06.2004 г. № 7-6, вступившим в силу с 21 августа текущего года.
Таким образом, если предприниматель представлял отчетность по персонифицированному учету на работника в полном объеме за весь срок работы, эти данные должны быть учтены в целях начисления пенсии.
Для правильного оформления увольнения работника предприниматель должен внести в его трудовую книжку запись о расторжении трудового договора, который снят с регистрации в службе занятости, и заверить ее своей подписью, так как он отвечает за соблюдение законодательства о труде при увольнении своих работников. Такая запись также подтверждается подписью должностного лица службы занятости и заверяется печатью данного органа. Действующим законодательством не предоставлено право другим органам, заверять записи в трудовых книжках.
Проверять порядок оформления трудовых книжек имеют право территориальные органы Государственного департамента по надзору за соблюдением законодательства о труде. Уплату же страховых пенсионных взносов контролируют исполнительные дирекции Пенсионного фонда. Поскольку все положенные взносы в Пенсионный фонд с заработной платы наемного работника предпринимателем были своевременно удержаны и перечислены, данный факт должен быть определяющим для зачисления работнику периода работы у предпринимателя в общий трудовой стаж. Тем более что указанные выше документы, регулирующие порядок подтверждения трудового стажа в случае отсутствия записи в трудовой книжке, продолжают действовать.
Кроме того, следует учесть, что согласно Закону Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» для исчисления пенсии учитывается заработная плата (доход) за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 г., независимо от перерывов, и за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 г. В соответствии со ст.24 данного Закона страховым стажем считается период, в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию, и за который ежемесячно уплачивались страховые взносы в сумме не менее минимального страхового взноса. Законом определено, что страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного фонда по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета, а за периоды до введения этой системы — в порядке, определенном законодательством, действовавшим до вступления в силу данного Закона.
Если сумма уплаченных за соответствующий месяц страховых взносов меньше минимального страхового взноса, данный период будет зачислен в страховой стаж как полный месяц только при условии доплаты к сумме страховых взносов таким образом, чтобы общая сумма уплаченных средств за соответствующий месяц была не менее минимального страхового взноса. В случае если указанная доплата не была осуществлена, в страховой стаж зачисляется период, составляющий частное от суммы фактически уплаченных страховых взносов за соответствующий месяц и размера минимального страхового взноса за соответствующий месяц.
Ольга ШЕВЦОВА, юрист
Array
Похожие записи
ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ ДОГОВОРА В СВЯЗИ С ЛЬГОТОЙ ПО НДС
13.09.2011
Предприятие авалировало вексель на часть суммы
26.03.2003
Регистраторы расчетных операций (PPO)
30.10.2002