Право на использование льготы, предоставленной пп.5.1.10 ст.5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»
Заводской блок питания помимо приготовления пищи для работников завода предоставляет районной больнице услуги по питанию и доставке пищи в больницу. Данные услуги предоставляются заводом согласно заключенному с больницей договору (по предварительным ежедневным заявкам больницы с последующим перечислением больницей денег). Оплата осуществляется за счет бюджетных средств, правильность использования которых контролируется местным органом КРУ.
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Имеет ли завод право на использование льготы, предоставленной пп.5.1.10 ст.5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»?
Данная ситуация вполне возможна, поскольку не всегда районные больницы могут содержать собственный блок питания, а поэтому иногда целесообразнее и вполне законно заключать договоры со сторонними организациями на предоставление ими услуг по приготовлению пищи и доставке ее в больницу.
Согласно пп.5.1.10 ст.5 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС) операции по предоставлению в порядке и в пределах норм, установленных Кабинетом Министров Украины, услуг по питанию граждан в заведениях здравоохранения освобождаются от НДС. На основании этой нормы КМУ своим постановлением от 30.07.98 г. № 11861 утвердил Порядок предоставления услуг по питанию граждан в заведениях (учреждениях) здравоохранения, операции по которым освобождаются от НДС (далее — Порядок), и денежные нормы расходов на такое питание. Согласно п.1 данного Порядка его нормы распространяются на услуги по питанию граждан в заведениях (учреждениях) здравоохранения государственной и коммунальной форм собственности в случаях, если эти услуги предоставляются в процессе предоставления медицинской помощи за счет бюджетного финансирования, и на услуги по питанию граждан, предоставляемые в составе услуг по здравоохранению в частных заведениях (учреждениях) здравоохранения. То есть то обстоятельство, что финансирование стоимости питания осуществляется за счет бюджетных денег, для льготного налогообложения особого значения не имеет.
В рассматриваемом случае более актуален п.2 Порядка, согласно которому «питание граждан в заведениях (учреждениях) здравоохранения может быть организовано на базе блоков питание этих заведений (учреждений) или на базе предприятий общественного питания». Учитывая такую формулировку данного пункта Порядка, работники органов налоговой службы могут отказать в применении льготы по НДС, мотивируя это тем, что больница не имеет собственного блока питания, а завод не является предприятием общественного питания. И формально они будут правы, поскольку согласно п.1.3 Правил работы заведений (предприятий) общественного питания2предприятие общественного питания — это заведение общественного питания, которое является самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности и имеет права юридического лица. В рассматриваемом же нами случае самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, имеющим права юридического лица, является завод. Блок питания (по всей видимости, заводская столовая) является всего лишь одним из его структурных подразделений без каких-либо юридических прав. Кроме того, договор на предоставление услуг по питанию заключен между больницей и заводом.
Поэтому в данном случае остается надеяться лишь на либеральный и гуманный подход работников органов налоговой службы и на то, что они «закроют глаза» на некоторые различия в терминах «заведение общественного питания»3 и «предприятие общественного питания». Кроме того, выражение в Порядке «может быть организовано» вовсе не означает «должно быть организовано», а поэтому больница, заключив договор с заводом, фактически ничем не нарушила норм Закона об НДС. По большому счету, не важно, кто будет готовить питание для больницы: предприятие общественного питания — юридическое лицо или блок питания при заводе. Главное, чтобы это питание было предназначено для больных граждан и чтобы при организации такого питания были учтены утвержденные денежные нормы расходов, в пределах которых операции по предоставлению таких услуг освобождаются от обложения НДС:
— среднесуточная денежная норма расходов на питание в заведениях (учреждениях) здравоохранения в расчете на одного больного — 4,05 грн.
— среднесуточная денежная норма расходов на питание больных туберкулезом в профильных санаториях в расчете на одного больного — 7,06 грн.4
Если же местная ГНИ согласится с возможностью применения заводом льготы, установленной пп.5.1.10 ст.5 Закона об НДС, заводу следует соответствующим образом отражать осуществляемые блоком питания льготируемые и нельготируемые операции в своем налоговом учете. Согласно п.6 — 8 Порядка суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением сырья (работ, услуг) для приготовления блюд и других продуктов питания, стоимость которых включается в состав валовых расходов производства блюд и других продуктов питания для больных граждан, находящихся на лечении в больнице, включаются соответственно в состав валовых расходов производства готовых блюд и других продуктов питания и не включаются в сумму налогового кредита. Услуги по продаже готовых блюд и других продуктов питания сверх утвержденных КМУ денежных норм расходов не освобождаются от обложения НДС. Также следует напомнить, что учет операций по приобретению сырья (работ, услуг) для приготовления блюд и других продуктов питания и их реализации районной больнице и работникам завода следует вести отдельно.
Что касается стоимости услуг по доставке готовых блюд в больницу, то какого-либо льготного порядка налогообложения НДС для таких операций не существует. Больница будет обязана оплачивать стоимость предоставленных ей транспортных услуг с учетом НДС.
Сергей ДРОБОТТЯ
1Золотая библиотека налогоплательщика — 2. Все об НДС: Сборник систематизированного законодательства. — 2002. —
17 июня.— С.56 (прим. ред.).
2Утверждены приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219 (прим. ред.).
3Заведение общественного питания — организационно-структурная статистическая единица в сфере общественного питания, которая производит, доготавливает и продает кулинарную продукцию, булочные, мучные кондитерские изделия и закупленные товары. Заведение общественного питания может размещаться в отдельном капитальном здании или в специально оборудованном для продажи еды помещении другого капитального здания или в вагонах железнодорожного, салонах авиа-, авто- и водного пассажирского транспорта (п.1.3 Правил работы заведений (предприятий) общественного питания) (прим. авт.).
4Данные нормы расходов рассчитаны исходя из стоимости естественного среднесуточного набора продуктов питания для одного больного по существующим розничным ценам согласно данным Госкомстата по состоянию на апрель 1998 года (прим. авт.).
Array
Похожие записи
Частное предпринимательство по общей системе налогообложения
21.06.2001
ЕДИНЫЙ НАЛОГ И ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ
23.06.2006
Уплата земельного налога
20.08.2003