Подоходный налог с граждан и плательщики фиксированного налога
Частный предприниматель — плательщик фиксированного налога использует труд наемных работников. Правомерны ли требования фондов социального страхования о начислении на фонд оплаты труда взносов на социальное страхование, ведь в Декрете КМУ «О подоходном налоге с граждан» указано: «Плательщик фиксированного налога, лица, состоящие с ним в трудовых отношениях, а также члены его семьи, участвующие в предпринимательской деятельности, освобождаются от уплаты начислений на фонд оплаты труда… сбора на обязательное социальное страхование»?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В соответствии со ст.14. Раздела IV Декрета КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (далее — Декрет о подоходном налоге) плательщики фиксированного налога освобождаются от уплаты начислений на фонд оплаты труда и сбора на обязательное социальное страхование как из своих доходов, так и из доходов их наемных работников. Однако данная норма в настоящее время не действует, так как требования других нормативных документов, в частности, законов о социальном страховании1, не согласованы с требованиями Декрета о подоходном налоге. Дело в том, что с 2001 г. вместо двух социальных фондов в Украине создано три. Так, правопреемником Фонда социального страхования Украины стал Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности (Закон Украины от 18.01.2001 г. № 2240-ІІІ), а правопреемником Государственного фонда содействия занятости населения — Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (Закон Украины от 02.03.2000 г. № 1533-ІІІ). Новым фондом социального страхования стал Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве Украины (Закон Украины от 23.09.99 г. № 1105-ІІІ).
Все социальные законы, как и разработанные в соответствии с ними инструкции, содержат положения, согласно которым обязательному социальному страхованию по временной утрате трудоспособности, на случай безработицы и от несчастных случаев на производстве, а также от профессиональных заболеваний подлежат граждане, работающие на условиях трудового договора у субъекта предпринимательской деятельности, в том числе у частного предпринимателя. При этом ни в законах, ни в инструкциях нет оговорок о возможности неуплаты взносов в данные фонды плательщиками фиксированного налога.
Таким образом, вопреки нормам Декрета о подоходном налоге исполнительные дирекции фондов социального страхования на местах требуют от плательщиков фиксированного налога уплаты взносов в данные фонды. Требование Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности основано на разъяснениях Минтруда, предоставленных в письме от 25.07.2001 г. № 03-3/3840-020-6: «В соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» средства от уплаты фиксированного налога не перечисляются на социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности. Поэтому плательщики этого налога, имеющие наемных работников, уплачивают в Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности 2,5% суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников в соответствии с Законом Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III.
Наемные работники, работодателями которых являются субъекты предпринимательской деятельности, избравшие особый способ налогообложения своих доходов, уплачивают взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, в порядке и размерах (0,5% или 0,25% суммы оплаты труда), установленных Законом Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III».
Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы руководствуется разъяснениями Минтруда, представленными Государственному центру занятости в письме от 20.12.2001 г. № 20-531. Согласно данным разъяснениям в состав фиксированного налога нельзя включать взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, поэтому плательщики фиксированного налога должны уплачивать все социальные взносы на общих основаниях. При этом Госкомпредпринимательства считает, что требования центра занятости населения об обязательности начислений на фонд оплаты труда наемных работников плательщиков фиксированного налога являются неправомерными (письмо от 12.02.2002 г. № 1-221/783 «О рассмотрении письма относительно фиксированного налога»). В то же время в совместном письме Министерства труда и социальной политики Украины и Госкомпредпринимательства от 12.04.2001 г. № 1-531/2481|03-3/1808-020-1 (далее — Совместное письмо), направленном исполнительным дирекциям Фонда социального страхования Украины по временной утрате трудоспособности, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, указано, что «наемные работники, работодателями которых являются субъекты предпринимательской деятельности, избравшие особый способ налогообложения своих доходов, уплачивают взносы на общеобязательное государственное социальное страхование по временной утрате трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, и на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы в порядке и размерах, установленных законодательством по этим видам общеобязательного государственного социального страхования».
Кроме того, в соответствии с Совместным письмом все субъекты предпринимательской деятельности, избравшие особый способ налогообложения своих доходов и использующие наемный труд, уплачивают взносы за наемных работников на страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в соответствии с Законом Украины от 23.09.99 г. № 1105-ІІІ на общих основаниях.
Как видим, в настоящий момент ситуация складывается не в пользу плательщиков фиксированного налога. По разъяснениям социальных фондов, основанным на рекомендациях Минтруда и Госкомпредпринимательства, частные предприниматели, уплачивающие фиксированный налог и использующие труд наемных работников, должны производить начисления на фонд оплаты труда и удержание взносов из заработной платы наемных работников на социальное страхование на общих основаниях. Радует лишь одно: до законодательного урегулирования порядка уплаты страховых взносов указанными субъектами исполнительным дирекциям всех социальных фондов рекомендовано не применять финансовые санкции к данным субъектам и не применять к ним административные штрафы за неуплату взносов на социальное страхование (указано в Совместном письме).
Следует заметить, что пенсионный сбор на фонд оплаты труда наемных работников не начисляется, так как в соответствии с приказом Минфина Украины от 10.11.98 г. № 233 в Пенсионный фонд перечисляется 10% суммы фиксированного налога, поступающей в соответствующий местный бюджет. Удержание же из заработной платы наемных работников 1% или 2% плательщиками фиксированного налога должно производиться в обязательном порядке, поскольку согласно Инструкции о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.10.2001 г. № 16-6, плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются физические лица, работающие на условиях трудового договора.
Array
Похожие записи
ПРАВО НА НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ БЕЗ НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ
16.06.2005
ПРИЗНАНИЕ СДЕЛКИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ: НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
28.10.2009
Упрощенная система налогообложения или система общепринятого порядка
20.05.2002