ЕДИНЫЙ НАЛОГ И НДС: ТРАНСПОРТНОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ
Предприятие — плательщик единого налога по ставке 6% предоставляет услуги транспортного экспедирования. Заказчиком услуг является резидент. Согласно договору транспортного экспедирования предприятие находит и заключает договор с перевозчиком на перевозку грузов заказчика в пределах Украины. Заказчик перечисляет предприятию-экспедитору всю сумму денег за услуги (транспортные расходы + экспе-диторское вознаграждение).С какой суммы предприятие должно уплачивать НДС и единый налог: со всего количества перечисленных заказчиком денег или только с суммы экспедиторского вознаграждения?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Единый налог
Согласно ст.1 и 3 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99 базой для обложения единым налогом является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) . При этом в случае если предприятие выбирает ставку единого налога в размере 6%, то оно обязано будет уплачивать и НДС в соответствии с нормами Закона об НДС1. Выручкой же от реализации продукции считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции.
Денежные средства, которые поступают от заказчика и которые предприятие-экспедитор должен перечислить перевозчику, не являются выручкой экспедитора. Эти денежные средства ему не принадлежат и «проходят через него транзитом». Поэтому такие транзитные суммы не должны облагаться единым налогом. Единым налогом по ставке 6% будет облагаться только вознаграждение экспедитора за предоставленные им посреднические услуги. При этом база для исчисления единого налога должна включать в себя суммы НДС. Например, предприятию-экспедитору заказчик перечислил 3000 грн.
(в том числе НДС — 500 грн.), из которых 120 грн. (с НДС) — вознаграждение за посреднические экспедиторские услуги, 2880 грн. — транзитные средства, которые экспедитор по поручению заказчика должен перечислить перевозчику за предоставление транспортных услуг. В результате такой операции предприятие — плательщик единого налога, должно уплатить в бюджет 7,2 грн. (120 грн. Ѕ 6%) единого налога. Транзитная сумма 2880 грн. единым налогом не облагается.
О том, что у посредника, работающего по упрощенной системе налогообложения, единым налогом облагается только сумма полученного вознаграждения, указано, например, в письмах ГНАУ от 07.12.2000 г. № 6784/6/15-1316 и от 03.01.2001 г. № 1/2/15-1314. В частности, в этих письмах говорится, что не облагаются единым налогом транзитные суммы как по комиссионным договорам, так и по экспедиторским. Правда, здесь следует уточнить, что до 01.01.2004 г. экспедиторские договоры не были представлены отдельно в Гражданском кодексе УССР. Транспортные посредники (экспедиторы) свою деятельность осуществляли в основном на основании договоров комиссии и поручения. С 01.01.2004 г. новым Гражданским кодексом Украины (ГКУ) был введен новый вид договора — договор транспортного экспедирования, по которому экспедиторам можно (даже нужно) посредничать без договоров комиссии и поручения. Так, например, в ст.929 ГКУ указано, что договором транспортного экспедирования может быть установлено обязательство экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза.
НДС
В данном случае ситуация более-менее понятна: транзитные суммы облагаются у экспедитора (комиссионера, поверенного) по специальным правилам, установленным п.4.7 ст.4 Закона об НДС, а экспедиторское (комиссионное) вознаграждение — по правилу осуществления первого события. Но иногда могут возникнуть определенные трудности с определением даты права на налоговый кредит.
В п.4.7 ст.4 Закона об НДС указано, что поверенный, приобретающий услуги по поручению доверителя, отражает налоговый кредит на дату перечисления денежных средств продавцу (исполнителю) услуг, а налоговые обязательства — на дату передачи услуг доверителю. С налоговым кредитом у него все понятно: перечислил деньги перевозчику, получил от него налоговую накладную — имеешь право на налоговый кредит2. Сложнее с налоговыми обязательствами. Сложность обусловлена специфичностью услуг, а точнее тем, что они не имеют материальной формы. Их нельзя передать от продавца к посреднику, а от него к заказчику по накладной, как, например, товары. Поэтому здесь возникает вопрос: в какой момент происходит передача услуг заказчику и как это подтвердить документально? Фактически при передаче услуги от перевозчика к посреднику (комиссионеру, поверенному) эту же услугу сразу получает и заказчик (комитент, доверитель), товар которого собственно и перевозится. В этой передаче не может быть последовательной цепи, как в «товарной» комиссии. Перевозчик перевез товар заказчика по договоренности с посредником, то есть договор перевозки выполнен, услуга оказана, товар доставлен. То есть и посредник экспедиторскую услугу выполнил. Вывод: дата получения посредником транспортной услуги от перевозчика автоматически является датой передачи этой услуги заказчику, а значит, на эту дату посредник должен отразить налоговые обязательства по НДС, а заказчик — налоговый кредит.
Дату оказания услуги по перевозке комиссионер может определить по ТТН или по Талону заказчика
(ф. № 1-ТЗ) , которые перевозчик должен передать экспедитору, как непосредственному заказчику транспортных услуг. По сути, ТТН или ф. № 1-ТЗ являются документами, подтверждающими оказание услуги перевозки. Однако на практике стороны договора перевозки, помимо этих документов, составляют еще и акт о предоставлении услуг. В таком случае для отражения налоговых обязательств экспедитор может ориентироваться на этот акт, составленный с перевозчиком, если конечно акт и ТТН (ф. № 1-ТЗ) соответствуют одному отчетному периоду.
Что же касается другого акта — акта о предоставлении посреднических услуг, который подписывают экспедитор и заказчик, то им подтверждается выполнение первым поручения второго, а не передача услуг перевозки. Он является основанием для начисления налоговых обязательств по НДС на сумму вознаграждения, если, конечно, не было предоплаты.
Array
Похожие записи
НДС: БЮДЖЕТНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ
22.09.2011
НДС: ТРАНСПОРТНОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ
28.07.2004
Сроки уплаты единого налога субъектом предпринимательской деятельности – физическим лицом за себя и за наемных работников
28.08.2002