«НОВОГОДНИЙ» ПЕРЕХОД НА ОБЩУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Предприятие — плательщик единого налога по ставке 10 процентов занимается организацией различных увеселительных мероприятий. В новогоднюю ночь планируется организовать большую шоу-программу. В связи с этим, по всей видимости, объем выручки, полученной от реализации продукции за весь календарный 2006 год, превысит 1 млн грн. Когда предприятие должно перейти на общую систему налогообложения? В какие сроки необходимо подать заявление в ГНИ о регистрации в качестве плательщика НДС?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Действующим в настоящее время Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99, установлен предел, после достижения которого уже не может применяться упрощенная система налогообложения с уплатой единого налога. Так, согласно ст.1 данного Указа для юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности такой предел установлен в виде среднеучетной численности работающих за год (не более 50 человек) и в виде объема выручки от реализации продукции за год (не более 1 млн грн.). В случае нарушения требований, установленных ст.1 Указа, плательщики единого налога обязаны перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала). Данный переход обусловлен нормой ст.5 Указа.
Таким образом, ответ на вопрос, должен ли плательщик единого налога перейти на общую систему налогообложения в 2007 году, зависит от того, какой объем выручки от реализации продукции будет в 2006 году. Если больше 1 млн грн., то перейти придется, если меньше — вполне возможно и в следующем году работать с применением упрощенной системы налогообложения. Если, конечно, предприятие самостоятельно не решит отказаться от «упрощенки».
Согласно ст.1 Указа выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма,фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). При этом для расчета выручки за год следует помнить, что в понимании Указа год — это календарный год1, который заканчивается 31 декабря, то есть накануне Нового года. По сути, совокупность этих условий означает, что если до 24 часов 00 минут 31 декабря 2006 года в кассу или на расчетный счет предприятия поступит сумма менее 1 млн грн., то от упрощенной системы налогообложения можно не отказываться.
В то же время, судя по вопросу, предприятие все-таки планирует в 2006 году достигнуть объема реализации продукции (услуг по организации увеселительных мероприятий) в размере более 1 млн грн. А раз так, то заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и переходе на общую систему налогообложения необходимо было подать не позднее чем за 15 дней до окончания IV квартала, то есть до 16 декабря 2006 года. Это следует из седьмого абзаца ст.4 Указа Президента.
Что касается «новогодней» регистрации в качестве плательщика НДС, то, если предприятие уплачивало единый налог по ставке 10 процентов, оно не являлось плательщиком НДС. Однако при возврате/переходе на общую систему налогообложения предприятие обязано зарегистрироваться в качестве плательщика НДС. Дело в том, что обязательной регистрации согласно п.9.3 ст.9 Закона об НДС подлежат лица, подпадающие под определение п.2.3 ст.2 данного Закона. Пунктом 2.3 установлено, что «лицо подлежит обязательной регистрации в качестве плательщика налога в случае: 2.3.1. Если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг)… в течение последних двенадцати календарных месяцев совокупно превышает 300000 гривен (без учета налога на добавленную стоимость)». О том, что вчерашний единоналожник должен стать плательщиком НДС, говорится и в Положении о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденном приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 792. Абзацем «б» п.7 данного Положения установлено, что «лица, которые согласно Указу.., уплачивая единый налог по ставке единого налога в размере 10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), нарушили требования, установленные статьей 1 Указа.., обязаны подать органу государственной налоговой службы заявление о регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость начиная со следующего отчетного периода (квартала)».
Однако непонятно, каков порядок перехода от единого налога к НДС. Пунктом 12 Положения № 79 установлено, что «в случае отказа от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности или других упрощенных систем налогообложения, определяющих особый порядок начисления или уплаты налога на добавленную стоимость, отличный от установленных Законом3, лицо регистрируется в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в порядке, определенном Законом и настоящим Положением». Это означает, что ни о какой добровольной регистрации говорить не приходится. Ведь если за 2006 год объем реализации превысил 300 тыс. грн. (а это понятно, потому что предприятие не может продолжать работать на упрощенной системе налогообложения), то предприятие обязано стать плательщиком НДС. А для этого необходимо подать заявление о регистрации в качестве плательщика НДС. Но когда? В течение 20 календарных дней после достижения 300-тысячного предела? Нельзя, поскольку на тот период предприятие еще было плательщиком единого налога и вряд ли планировало отказываться от упрощенной системы налогообложения. По всей видимости, в данном случае надо применять механизм добровольной регистрации, то есть не позднее двадцати календарных дней до начала налогового периода, с которого такое лицо будет считаться плательщиком НДС и будет иметь право на налоговый кредит и на выписку налоговых накладных (п.«в» п.13 Положения № 79). Ничего другого ни из Положения № 79, ни из Закона об НДС не следует. Поэтому регистрационное заявление о регистрации в качестве плательщика НДС предприятию следовало бы подать еще до 11 декабря.
Налицо регистрационная неувязка. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения нужно подать до 16, а о регистрации в качестве плательщика НДС — до 11 декабря. Но, во-первых, если предприятие все-таки рассчитало, что за весь 2006 год объем выручки превысит 1 млн грн., то никто не мешал еще до 11 декабря подать оба заявления. Хотя это вряд ли было сделано. Во-вторых, вполне возможно, что ГНИ вникнет в суть проблемы предприятия и сделает новогодний подарок — примет оба заявления в последнюю декаду уходящего года. Ведь оставить предприятие в 2007 году в неопределенном статусе не выгодно ни налогоплательщику, ни органу налоговой службы.
Array
Похожие записи
Плательщики единого налога и страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование
31.07.2001
Налоговый учет расходов, связанных с эксплуатацией самолета и ведение налогового учета расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля
12.06.2002
Ремонт движимого имущества вследствие стихийного бедствия
16.09.2008