ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Республиканский детский клинический санаторий относится к юридическим лицам публичного права. Орган управления — Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым. Финансирование осуществляется из республиканского бюджета. Статус санатория — неприбыльная организация. В то же время санаторий имеет свой Устав и зарегистрирован в органах исполнительной власти как субъект предпринимательской деятельности (имеется соответствующее свидетельство). В настоящее время возникла необходимость провести перерегистрацию, в связи с чем возникают следующие вопросы:
– каким нормативным документом следует руководствоваться;
– должны ли Устав или Положение регламентировать деятельность санатория как бюджетного учреждения;
– предъявляются ли к бюджетным учреждениям новые требования в отношении наименования юридического лица в части отражения его организационно-правовой формы?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
На сегодняшний день общие положения о правовом статусе юридических лиц закреплены в Гражданском кодексе Украины (далее — ГКУ). В Хозяйственном кодексе Украины (далее — ХКУ) и в других специальных законах Украины определены особенности правового статуса отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Применяя данные кодексы и законы следует учитывать, что действие специальных норм имеет приоритет перед действием общих норм. Специальные нормы предусматривают особенность регулирования, но если такая норма отсутствует, либо не полной мерой регулирует отношения, то применяются общие нормы. В ряде случаев в законе устанавливается правило о его приоритетеперед другими (даже специальными законами). Например, Закон Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV
«О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»1 (далее — Закон № 755) в п.3 Заключительных положений предусматривает, что нормативно-правовые акты, принятые до его вступления в силу (то есть до 01.07.2004 г.), действуют в части, не противоречащей этому Закону.
В основу деления на юридических лиц публичного права и юридических лиц частного права в ГКУ положен только один критерий — порядок создания. Юридические лица публичного правасоздаются распорядительным актом органа государственной власти, органа власти АР Крым или местного самоуправления на основании Конституции и законов Украины, а юридические лица частного права — путем утверждения учредителями учредительных документов (ст.81 ГКУ).
Юридическое лицо любого вида считается созданным с момента его государственной регистрации. Данная регистрация — это засвидетельствование факта создания юридического лица путем внесения государственным регистратором соответствующих записей в государственный реестр, совершения отметки на учредительных документах и выдачи свидетельства о государственной регистрации. Порядок государственной регистрации определяется указанным уже Законом № 755 и является единым для всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подчинения (часть первая ст.3 Закона № 755). Поэтому нет оснований полагать, что Закон № 755 не распространяется на юридических лиц публичного права. В то же время законами могут определяться особенности государственной регистрации тех или иных юридических лиц (часть вторая ст.3 Закона № 755).
Исходя из смысла заданного вопроса можно предположить, что поиск оптимального правового статуса санаторно-курортного учреждения происходит из необходимости придания такому учреждению статуса неприбыльной организации, возможности бюджетного финансирования и получения льгот (например, по налогу на землю) и др. Как правило, для такой цели не подходят организационно-правовые формы, предусмотренные ГКУ и ХКУ для субъектов предпринимательства, так как предполагают получение прибыли по результатам хозяйственной деятельности. В то же время Закон о прибыли2 в пп.7.11.1 ст.7 выдвигает четкие критерии для наделения юридического лица статусом неприбыльной организации. В данном случае правовой статус учреждения, вероятно, необходимо подвести под норму абзаца «а» или «г» пп.7.11.1 Закона о прибыли (лица, которые созданы органами государственной власти и самоуправления и содержатся за счет бюджета, или другие юридические лица, деятельность которых не предусматривает получение прибыли согласно нормам соответствующих законов).
В настоящий момент изменена форма свидетельства о государственной регистрации — название этого документа уже не содержит указания на правовой статус юридического лица (субъект предпринимательства или что-либо другое). Это устраняет проблему формального подчинения статуса юридического лица коммерческой форме хозяйствования. Однако одной замены свидетельства о государственной регистрации может оказаться недостаточно для придания санаторию статуса неприбыльной организации. Зачастую для изменения правового статуса юридическому лицу необходимо изменить содержание учредительных документов, а в некоторых случаях изменить также наименование и организационно-правовую форму (например, когда организационно-правовая форма или наименование субъекта непосредственно указывает на предприниматель-
ский характер деятельности, а учредители приняли решение об отказе от «коммерческого» статуса юридического лица). В последнем случае изменение правового статуса требует преобразования самого юридического лица. Государственная регистрация такого преобразования осуществляется путем одновременной государственной регистрации прекращения преобразуемого юридического лица и государственной регистрации создаваемого юридического лица в порядке, определенном статьями 24 — 27 и 37 Закона № 755. В тех случаях, когда для изменения правового статуса достаточно внести изменения в учредительные документы юридического лица, то преобразования не требуется. Достаточно зарегистрировать соответствующие изменения в учредительные документы в порядке, установленном ст.29 Закона № 755.
В рассматриваемом случае вероятно можно обойтись без государственной регистрации преобразования юридического лица, осуществив замену свидетельства о государственной регистрации на основании п.2 Заключительных положений Закона № 755, а также зарегистрировав изменения в учредительные документы, если в них содержатся сведения о «прибыльном» характере деятельности юридического лица. Однако предпочтительным является все-таки преобразование, так как это снимет многие проблемы доказывания трансформации статуса санатория во взаимоотношениях со статистическими, налоговыми и другими органами.
Вопросы изменения правового статуса юридического лица, его наименования, организационно-правовой формы и содержания учредительных документов тесно увязаны как друг с другом, так и с процедурами государственной регистрации. Данные об организационно-правовой форме указываются в наименовании юридического лица, его учредительных документах, в регистрационной карточке и Едином государственном реестре согласно части второй ст.17, части первой ст.23 Закона № 755, ст.89 и 90 ГКУ, части четвертой ст.57 ХКУ, п.1.1 Требований по написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения, утвержденных приказом Госкомпредпринимательства Украины от 09.06.2004 г. № 653, и др.
Организационно-правовая форма юридического лица может выходить за рамки, предусмотренные гражданским или хозяйственным правом. Ни ГКУ (часть первая ст.83), ни ХКУ (часть первая ст.45, часть первая ст.53 и др.) не предусматривают исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц. Однако следует учитывать, что выбираемая для юридического лица организационно-правовая форма обязательно должна быть предусмотрена в законе.
В данном случае важно определить: санаторий — это организационно-правовая форма юридического лица или направление его деятельности. На основании части седьмой ст.131 ХКУ, ст.16 Закона Украины от 16.11.92 г. № 2801-XII «Основы законодательства Украины об охране здоровья», ст.22 Закона Украины от 05.10.2000 г. № 2026-III «О курортах», Общего положения о санаторно-курортном заведении, утвержденного постановлением КМУ от 11.07.2001 г. № 805, можно смело утверждать, что республиканский санаторий — это самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица, предусмотренная законом.
Если обратить внимание на Классификатор организационно-правовых форм хозяйствования, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.05.2004 г. № 97, то обнаружится, что таковой тоже не содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц. Хотя данный Классификатор предусматривает организационно-правовую форму государственного, коммунального и частного учреждений (организаций, заведений), однако ничего не говорит о республиканском учреждении (организации, заведении). Впрочем, недооценка Автономной Республики Крым как субъекта права собственности является проблемой не только Классификатора, но и ГКУ, и даже Конституции Украины, что отмечается многими теоретиками и практиками. Поэтому в данном случае можно говорить об организационно-правовой форме Крымского республиканского учреждения, подпадающей под категорию Классификатора «иные организационно-правовые формы юридических лиц».
Вопрос об учредительном документе санаторно-курортного заведения четко оговорен законодательством. В частности, ст.16 Закона Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья» предусматривает, что заведение здравоохранения действует на основании устава, утверждаемого собственником или уполномоченным им органом. Согласно части четвертой ст.57 ХКУ положением определяется хозяйственная компетенция органов власти (местного самоуправления) либо других субъектов в случаях, определенных законом.
Array
Похожие записи
Продажа своему работнику квартиры, которая числится на фирме как товар
30.04.2001
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: УСЛУГИ ИНЖИНИРИНГА ОТ НЕРЕЗИДЕНТА
30.11.2011
Соглашение с банком на обмен валюты в пункте обмена
13.02.2002