НДС: ЗАНИЖЕНИЕ БАЗЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Какие санкции могут быть применены к налогоплательщику за занижение налоговых обязательств по НДС при поставке товаров/услуг до 1 сентября 2013 года(1) по цене ниже обычной? Имел ли право налогоплательщик не доначислять себе налоговые обязательства и не выписывать налоговую накладную на разницу между обычной ценой и договорной стоимостью поставленных товаров/услуг, если отклонение договорной цены от обычной составляло менее 20 процентов?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
При выявлении занижения налоговых обязательств по НДС, начисленных как до, так и после 1 сентября 2013 года, работники ГНИ будут руководствоваться пп.54.3.2 ст.54 и п.123.1 ст.123 НКУ. Согласно первой норме (пп.54.3.2) контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств в случае, еслиданные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении суммы его налоговых обязательств. То есть по итогам проверки работники ГНИ доначислят плательщику НДС сумму заниженных налоговых обязательств, при этом к такому налогоплательщику согласно второй из вышеуказанных норм (п.123.1) применяется штраф в размере 25 процентов суммы определенного налогового обязательства. При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства штраф применяется уже в размере 50 процентов.
Однако обратим внимание: штраф должен применяться только в случае занижения налоговых обязательств, повлекшего за собой реальную недоплату НДС в бюджет. Такой вывод можно сделать из определения налогового обязательства, приведенного в пп.14.1.156 ст.14 НКУ: это сумма денежных средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет в качестве налога на основании, в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством.
А если занижение налоговых обязательств по конкретной поставке не привело к занижению суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам данного или следующих за ним отчетных периодов, то штрафные санкции на основании п.123.1 ст.123 применять неправомерно! В данном случае доначисляется только заниженная сумма налоговых обязательств по конкретной поставке.
Теперь о занижении налоговых обязательств в том случае, если обычная цена превышает цену продажи. В п.188.1 ст.188 НКУ (в редакции до 01.09.2013 г.) указано, что база налогообложения для операций по поставке товаров/услуг исчисляется «исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса». То есть если договорная цена (цена продажи) отличалась от обычной в меньшую сторону, то база обложения НДС должна была определяться исходя из обычной цены.
Многие налогоплательщики, помня об этой норме, при поставке товаров/услуг по цене ниже обычной доначисляли себе налоговые обязательства на разницу между обычной ценой и ценой поставки в любом случае. И на такую разницу выписывали налоговую накладную, которая оставалась у поставщика (тип причины — «01»)(2). При этом налогоплательщики не обращали внимания на то, что разница между обычной ценой и ценой поставки могла быть совсем незначительной, например, не выше 5—10 процентов. А зря.
Согласно п.39.15 ст.39 НКУ (опять же в редакции, действовавшей до 01.09.2013 г.) «в случае отклонения договорных цен в налоговом учете налогоплательщика в сторону увеличения или уменьшения от обычных цен менее чем на 20 процентов, такое отклонение не может быть основанием для определения (начисления) налогового обязательства, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности». Значит, если обычная цена товаров/услуг превышала их конт¬рактную стоимость менее чем на 20 процентов, налого¬плательщик не обязан был доначислять себе налоговые обязательства по НДС. И контролирующий орган не имеет права на основании пп.54.3.2 ст.54 НКУ доначислять налогоплательщику налоговое обязательство по НДС. А поскольку он не имеет права доначислять сумму налогового обязательства, то, соответственно, не имеет права и применять штрафные санкции согласно п.123.1 ст.123 НКУ.
Из всего этого можно сделать простой вывод: поставив до 01.09.2013 г. товары/услуги по цене ниже обычной, но в пределах разрешенного 20-процентного отклонения, плательщик НДС может не переживать за свои действия. Несмотря на то, что он, в принципе, нарушил требования п.188.1 ст.188 НКУ, занижая базу налогообложения, доначислить сумму НДС за такое занижение и оштрафовать налогоплательщика контролирующие органы не смогут.
Если же поставка товаров/услуг и начисление налоговых обязательств будут осуществляться после 01.09.2013 г., то говорить о занижении базы обложения НДС вообще не приходится. Начиная с этой даты, нормы статей 39 и 188 НКУ изложены в новой редакции, в связи с чем обычная цена может сравниваться с базой налогообложения лишь в случае осуществления налогоплательщиком контролируемых операций(3).
Array
Похожие записи
СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА НЕРЕЗИДЕНТУ: УДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
30.09.2013
Проверки соблюдения требований п.296.10 ст.296 НКУ и Закона об РРО у предпринимателя — плательщика единого налога второй группы не проводились ни в конце 2015 г., ни в 2016 г.
04.04.2017
Админарест имущества налогоплательщика
11.08.2017