НДС: ТРАНСПОРТНОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ ГРУЗОВ ЗА РУБЕЖОМ
Заказчик (резидент Украины) поручил транспортному экспедитору (также резиденту Украины) обеспечить перевозку грузов за пределами таможенной территории Украины. Для этих целей экспедитор нашел морского перевозчика (нерезидента) и зафрахтовал у него часть судна. После оплаты нерезиденту фрахта у экспедитора остается сумма, рассчитанная как разница между полученными от заказчика денежными средствами и перечисленными нерезиденту.
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Чем считается для экспедитора данная сумма разницы? Облагается ли она НДС?
Статьей 929 ГКУ предусмотрено, что по договору транспортного экспедирования экспедитор обязуется за плату и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. При этом данной статьей предусмотрено, что договором транспортного экспедирования может быть установлено обязательство экспедитора заключить договор перевозки груза от своего имени или от имени клиента. Фактически такая дозволенность позволяет говорить обисполнении экспедитором своих обязательств перед клиентом (заказчиком) или на основании договора комиссии (от своего имени, но за счет клиента)либо договора поручения (от имени и за счет клиента).
По всей видимости, в рассматриваемой ситуации отношения между заказчиком и экспедитором строятся на базе договора комиссии (гл.69 ГКУ). Подтверждением тому является то, что экспедитор самостоятельно нашел и зафрахтовал часть судна нерезидента от своего имени. Но за счет, конечно же, денежных средств, полученных от заказчика.
По договору комиссии комитент должен выплатить комиссионеру плату в размере и в порядке, установленном в договоре. Об этом же сказано и в «экспедиторской» ст.931 ГКУ: размер платы экспедитора определяется договором транспортного экспедирования. Также о порядке расчетов указано и в Законе о ТЭД1. Статьей 9 этого Закона установлено, что платой экспедитору считаются денежные средства, уплаченные ему клиентом за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования. При этом в плату экспедитора не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования.
Проанализировав нормы ГКУ и Закона о ТЭД, можно прийти к следующему выводу: если в договоре транспортного экспедирования не определена конкретная сумма платы услуг экспедитора (фиксированная или в процентном отношении), то всю сумму, рассчитанную как разница между полученными от заказчика денежными средствами и перечисленными третьему лицу — перевозчику, можно считать оплатой услуг транспортного экспедирования. Это не является нарушением. Более того, это считается нормальной транспортно-экспедиторской практикой.
Теперь об обложении этой разницы налогом на добавленную стоимость.
То, что услуги международной перевозки (фрахта), предоставленные перевозчиком-нерезидентом за пределами таможенной территории Украины, не влекут за собой никаких налоговых обязательств у их получателей (как у «посредника»-экспедитора так и у непосредственного их потребителя-заказчика), факт бесспорный. Операции по импорту услуг в целях обложения ее НДС в данном случае нет — услуги по международной перевозке грузов, предоставленные нерезидентом за пределами Украины, «выпадают» из объекта обложения НДС, определенного пп.3.1.1 ст.3 Закона об НДС. А вот в отношении услуг транспортного экспедирования, предоставленных одним резидентом другому (то есть экспедитором заказчику), частью оплаты которых является приведенная денежная разница, существуют две точки зрения.
Первая — фискальная от ГНАУ. По ее мнению услуги, связанные с международной перевозкой грузов, но предоставленные одним резидентом (экспедитором) другому резиденту (заказчику), включаются в объект налогообложения НДС у экспедитораи облагаются налогом по полной ставке (из письма ГНАУ от 06.02.2007 р. № 2280/7/16-1517-052). То, что перевозка грузов и связанные с этой перевозкой услуги транспортного экспедирования фактически были предоставлены за пределами Украины, ГНАУ почему-то во внимание не берет. По ее мнению, в данном случае услуги предоставляются с местом их поставки на таможенной территории Украины, то есть по месту нахождения обеих сторон договора транспортного экспедирования.
Но с такой позицией ГНАУ не согласны многие специалисты. Вторая точка зрения — не фискальная — сводится к тому, что в данной ситуации у экспедитора нет объекта обложения НДС в принципе. Для рассматриваемой ситуации местом поставки, которое имеет превалирующее значение при определении того, возникает или нет объект обложения НДС, считается «место, где фактически предоставляются услуги в сфере деятельности, вспомогательной транспортной, такой как погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров и другие аналогичные виды работ (включая страхование)» (пп.«г» п.6.5 ст.6 Закона об НДС). Об этом, кстати, идет речь и в упомянутом письме ГНАУ. Транспортное экспедирование является неотъемлемой частью транспортного процесса (ст.1 Закона о ТЭД). То есть если услуга транспортного экспедирования связана с перевозкой грузов, и сама перевозка осуществляется за пределами таможенной территории Украины, то следует признать и то, что все вспомогательные такой перевозке услуги считаются услугами, с местом их поставки за пределами таможенной территории Украины. Причем не важно, что эти услуги предоставляет резидент Украины для такого же, как и он сам, резидента. Главное — не кто, а где. А если услуги предоставлены с местом их поставки за пределами таможенной территории Украины, то значит, никакого объекта обложения НДС не должно быть. Согласно пп.3.1.1 ст.3 Закона об НДС нельзя считать объектом налогообложения операции по поставке услуг за пределами таможенной территории Украины.
Таким образом, указанную в вопросе сумму, рассчитанную как разница между полученными от заказчика денежными средствами и перечисленными перевозчику-нерезиденту, можно на законных основаниях считать оплатой услуг транспортного экспедирования, операция по поставке которых не является объектом обложения НДС. Объектом обложения НДС с применением ставки в размере 20 процентов будут считаться операции по поставке тех услуг, место поставки которых находится в пределах таможенной территории Украины (например, услуги транспортного экспедирования, связанные с транспортировкой грузов на таможенной территории Украины).
Array
Похожие записи

Доначисление НДС и применение финансовых санкций к газотранспортному предприятию
25.10.2001

НДС: ВЗНОС В УСТАВНЫЙ ФОНД
25.03.2005

НДС: СПИСАНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ «ПО-НОВОМУ»
25.05.2005