НДС: ПРАВО НА «СТАРЫЙ» НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ
Предприятие — плательщик НДС в 1999 году приобрело ТМЦ и сумму «входного» НДС включило в налоговый кредит. В течение 1999 — 2004 годов деятельность не осуществлялась и предприятие представляло в ГНИ сокращенную форму декларации по НДС, то есть не имело права на возмещение суммы налога на расчетный счет. Сумма переплаты в лицевом счете предприятия не отражалась. В 2005 году деятельность была возобновлена и предприятие начало отчитываться в ГНИ по полной форме декларации по НДС. Имеет ли предприятие право на налоговый кредит в 2005 году (в ГНИ утверждают, что нет, поскольку прошло более трех лет)?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
По всей видимости, под словами «прошло более трех лет» в ГНИ имели в виду срок, установленный пп.15.3.1 ст.15 Закона № 21811. Попробуем оценить, подпадает ли рассматриваемая ситуация под действие указанного подпункта и если подпадает, то с какими последствиями.
Согласно данному подпункту в случае излишней уплаты налогов плательщиком либо при получении плательщиком права на возмещение налогов (если это предусмотрено налоговыми законами) заявление на возврат налогов или на их возмещение может быть подано не позднее 1095 дня со дня переплаты налога или получения права на соответствующее возмещение. При этом ограничительных сроков для осуществления самого возврата налога или его бюджетного возмещения норма указанного пп.15.3.1 ст.15 Закона № 2181 не устанавливает. Также нет и специальных требований к форме заявления.
В рассматриваемом случае переплата налогов отсутствует. Речь идет о праве налогоплательщика на возмещение из бюджета налога, в частности, налога на добавленную стоимость. Для конкретизации требования нормы пп.15.3.1 ст.15 Закона № 2181 применительно к возмещению НДС необходимо знать, во-первых, что понимается под возмещением НДС, во-вторых, когда у налогоплательщика возникает право на возмещение НДС и, в-третьих, что следует понимать под заявлением, в котором должна быть выражена воля налогоплательщика на возмещение НДС.
В соответствии с пп.7.7.1 ст.7 Закона об НДС сумма НДС, подлежащая бюджетному возмещению, определяется как отрицательная разница между общей суммой налоговых обязательств, возникших в связи с поставкой товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, и суммой налогового кредита того же отчетного периода2. Нет сомнений, что размер бюджетного возмещения должен рассчитываться с четким соблюдением всех налоговых правил, в частности, с учетом определения даты начисления налогового обязательства и даты возникновения права на налоговый кредит.
Право на возмещение НДС возникает у налогоплательщика одновременно с образованием указанной отрицательной разницы. Однако Закон об НДС непосредственно не устанавливает точную дату «появления на свет» значения бюджетного возмещения и, следовательно, дату возникновения у плательщика соответствующего права — права на возмещение налога из бюджета. Реальный размер бюджетного возмещения должен обрести свое «внешнее выражение» после представления налогоплательщиком в налоговые органы официальной формы ее расчета — налоговой декларации по НДС. Поэтому и право на возмещение НДС возникает после представления декларации в налоговые органы (но не позднее предельных сроков ее представления). Бесспорно, что представление в ГНИ декларации по НДС (или истечение предельного срока ее предоставления) определяет дату начала течения срока, установленного пп.15.3.1 ст.15 Закона № 2181.
Для конкретизации термина «заявление» применительно к НДС можно воспользоваться предписаниями ст.7 Закона об НДС. Так, пп.7.7.3 данной статьи устанавливает, что основанием для получения возмещения являются только данные налоговой декларации за отчетный период. По желанию налогоплательщика сумма бюджетного возмещения может быть полностью или частично зачислена в счет платежей по этому налогу. Такое решениеналогоплательщика отражается в налоговой декларации. Для НДС роль «заявления» играет налоговая декларация, в которой налогоплательщик указывает в том числе и форму (способ) осуществления бюджетного возмещения данного налога. Причем, кроме такой формы осуществления возмещения НДС, как «зачисление в счет будущих платежей по этому налогу», пп.7.7.3 устанавливает еще две возможные формы осуществления возмещения НДС, а именно: перечисление соответствующих денежных сумм с бюджетного счета на банковский счет налогоплательщика, а также выдача казначейского чека.
Таким образом, если плательщик НДС когда-либо представлял в налоговый орган декларацию с указанием суммы бюджетного возмещения и формы (способа) осуществления этого возмещения3, то с позиций пп.15.3.1 ст.15 Закона № 2181 такой плательщик может считаться своевременно заявившим о возникшем праве и о возмещении соответствующих задекларированных сумм.
В рассматриваемой ситуации предприятие — плательщик НДС представляло за 1999 — 2004 годы сокращенную декларацию по НДС (которая также является видом налоговой декларации по НДС). Но данная декларация, как известно, предусматривает особый вид бюджетного возмещения. Сокращенную декларацию представляют отдельные категории плательщиков, для которых возможна только одна форма «возмещения» — зачисление отрицательной разницы в счет будущих платежей по этому налогу, то есть в счет уменьшения последующих налоговых обязательств. Строка 21 сокращенной декларации называется «сумма НДС, которая уменьшает налоговые обязательства следующих отчетных периодов…», и в строке 24 этой формы декларации отражается «сумма НДС, которая уменьшает сумму налога, подлежащую уплате в следующем отчетном периоде…».
А поскольку еще в 1999 году предприятие заявило об уменьшении суммы будущих налоговых обязательств, то есть заявило о возмещении НДС, то и право на налоговый кредит при переходе на отчетность по данному виду налога по полной форме сохраняется4. А ограничивающая норма пп.15.3.1 ст.15 Закона № 2181 в данном случае не имеет никакого значения.
Array
Похожие записи

НДС И АРЕНДНЫЕ ОПЕРАЦИИ
14.12.2009

НДС: ВОЗМЕЩЕНИЕ СТОИМОСТИ ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРОВ
29.06.2005

НДС: ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ЗА РУБЕЖОМ
28.05.2008